Жизнь преподобного Никодима Святогорца. Преп. Никодим Святогорец, в миру Николай, учитель Церкви и народа, родился в 1749 году в Хоре, главном городе острова Наксос в Кикладском архипелаге. Он был сын благочестивых родителей Антония и Анастаcии Калливурцисов
22. В годы учения в школе Наксоса Никодим выделялся необычайным трудолюбием, стремлением к знаниям, блестящей памятью и благочестием. Его способности стали известны митрополиту Наксийскому, Анфиму Варде. По его благословению в возрасте 16-ти лет он был послан для дальнейшего обучения в знаменитую Евангельскую школу города Смирны (1765-1770), чтобы в будущем послужить Церкви и народу.
Здесь он прослушал курсы богословия, классической филологии, философии, экономики, медицины, астрономии и даже военного дела
23.
Он выучил древнегреческий, латынь и самостоятельно освоил французский и итальянский
24. По нашим сведениям, он также выучил русский и церковнославянский в бытность секретарем Анфима Варды. Он был настоящей кладезью премудрости, живой библиотекой. К нему можно было обратиться за любыми сведениями.
В школе города Смирны он сразу стал выделяться своими дарованиями и благочестием, чистотой помыслов и глубиной познаний, как сообщает его биограф Евфимий. Здесь он имел случай применить свой талант педагога, помогая более слабым ученикам, которые уважали его почти так же, как директора школы. Никодим был известен и среди горожан, которые оспаривали друг у друга возможность приглашать его как домашнего учителя к своим детям
26. Об этом пишет его собрат по вере Евфимий в Первоначальном жизнеописании преп.Никодима: «Проживая в школе, Никодим никому не был в тягость, в отличие от других; напротив, его любили учителя, ученики и попечители школы…»
О том же самом свидетельствуют письма, адресованные ему учителями Хрисанфом Каравиа и Иерофеем Дендрином. Последний пишет ему: «Сын мой, сам я уже достиг старости и желаю, чтобы после моей смерти ты занял мое место, поскольку никто другой не обладает необходимыми навыками».
Что до школьных товарищей, которые могли бы по своему тщеславию завидовать ему, то и они любили и уважали его как брата, признавая его первенство: «Он садился где-нибудь в уголке и делал сначала сам задание, потом мог часами без устали объяснять его нам. Потом он шел к ученикам в пять-шесть знатных городских семей… Он всегда был готов помочь: просили ли его что-нибудь написать – он делал это с радостью, просили объяснить трудное место – и здесь не было отказа нуждающемуся»
27.
В 1770 молодой Николай возвращается на свой родной остров, где поступает в качестве секретаря к митрополиту Анфимию Варде в епархии Парос-Наксос. На этом посту он пробыл пять лет, выполняя поручения митрополита и изучая отцов Церкви. Он познакомился с тремя афонскими монахами – Григорием, Нифонтом и Арсением, от которых получил представление о монашестве и об умной молитве. Монашеская жизнь как средство достижения других уровней познания, мудрости, истины и святости привлекала его. Господь послал ему и других великих духовных наставников – преп. Макария Нотара, епископа Коринфского, переселившегося на Идру, афонского исихаста Сильвестра Кесарийского, обучавшего его монашеским добродетелям и Хрисанфа Этолийского. Эти святые люди увидели в нем будущего монаха, наделенного верой, смирением и послушанием. Николай решил посвятить себя Богу на Афоне и отправился в путь, получив рекомендательные письма от Сильвестра, благословение епископа и матери (отец к тому времени уже умер). Мать приняла известие о его решении с большой радостью и просила, прежде чем удаляться на Афон, отвезти ее в женский монастырь свт.Иоанна Златоуста в окрестностях Наксоса, чтобы и она могла послужить Богу, что Николай и исполнил.
На Афоне Николай вступил в монастырь Дионисиат, где принял постриг с именем Никодим. Очень скоро его назначили чтецом и монастырским письмоводителем (секретарем). В 1777 году Макарий Нотара посетил его и убедил стать отшельником, чтобы иметь возможность своими сочинениями просвещать греческий народ и приближать свержению оттоманского ига. Получив знамение, Никодим отказывается от переезда в Румынию, где собирался стать учеником знаменитого русского старца Паисия Величковского (1722-1794). Он покидает Карею, чтобы поселиться в уединении в области Капсала, где живет попеременно в разных скитах. 1782 год Никодим проводит на безлюдном острове Скиропула с аввой Арсением, подвизаясь в безмолвии и духовной брани
28. На этом острове по настойчивой просьбе своего двоюродного брата Иерофея, епископа Еврипского, Никодим составил свой необыкновенный Симвулевтикон, или Советование о хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца
29. В 1783 году, выдержав суровые аскетические испытания на Скиропуле, преп.Никодим возвращается на Афон в келлию св.Василия. Здесь он принимает от старца Дамаскина постриг в великую схиму. В 1784 году преп.Никодим поселяется в келлии св.Феоны, принадлежащей монастырю Пантократор. Здесь начинается период напряженного труда – работа над изданием «Добротолюбия святых отцов», над Евергетиносом, сочинением, посвященным частому причащению, и над Алфавитавфавитоном преп.Мелетия Исповедника. В 1784 году преп.Никодим создает «Ексомологитарион» (Эксомологитарий), «Феотокарион», «Новый Мартиролог», «Невидимую брань» и «Духовные упражнения». В тот же период по просьбе просветителя Афанасия Паросского и митрополита Илиопольского Леонтия он готовит к изданию полное собрание трудов св.Григория Паламы в трех томах. С сотрудничестве с иеромонахом Агапием Леонардо с Пелопоннеса, Никодим составляет и издает по благословению вселенского патриарха все Правила святых апостолов, Постановления вселенских и поместных соборов и часть наследия святых отцов… Это сочинение, озаглавленное «Пидалион» («Кормчая»), было новым этапом в жизни православной Церкви, поскольку церковный корабль и по сей день направляется правилами и постановлениями, как кормилом (рулем). «Пидалион» представляет собой сборник большого формата – он насчитывает 789 страниц, включает конкордансы, с помощью которых можно проследить связь одних канонов с другими, и содержит большое число комментариев и сносок, написанных преп.Никодимом на народном языке. Целью издания, как пишет сам составитель в предисловии, было принести пользу как образованным и даже ученым людям, так и простым грекам.
После пребывания в скитах отца Луки и братьев Скуртейцев, преп.Никодим поселяется в келлии св.Василия, где живет, предав всего себя Христу и молясь за всех своих братьев, афонских монахов и живущих в миру. Его любовь к Пресвятой Троице и человеку вселенскому, его святая жизнь, по словам П.Сотирхоса
30, находят верное и точное отражение в его сочинениях, составляющих целую библиотеку: герменевтические, канонические, аскетические мистические, этические и педагогические, агиографические, гимнографические, апологетические, а также проповеди и письма. В убогой келлии св. Василия, одетый в ветхий подрясник, преп.Никодим посреди слез и воздыханий удостоился необыкновенных даров, освятивших последние его произведения, ныне уже забытого жанра: Цветник Псалтири, Толкование на четырнадцать посланий апостола Павла, Толкование на семь соборных посланий, Толкование на Псалтирь Евфимия Зигабена, Сад Благодати и Библия Варсонофия и Иоанна.
До самой смерти преп.Никодим питался от приношений верующих, в основном сухим хлебом, и без устали работал с одним намерением: духовно просветить братьев по вере – православных священников, иноков и мирян. В работе «Святая Гора Афон сквозь века»
31 Иоанн П. Мамалакис пишет: «Преп.Никодим благодаря своим необыкновенным познаниям, проникновению в писания святых отцов, участию в Божественной литургии не просто смог понять смысл священных текстов, но погружался в самую глубину православия. Не щадя себя, он до последнего вздоха работал над наследием Святых отцов и над всем книжным наследием Церкви, чтобы пробудить от сна души православных христиан. Огромное число переизданий его произведений наглядно свидетельствует о влиянии его творчества на православный мир»
32.
Строгая аскетическая жизнь, постоянная борьба с искушениями, лишения и телесные немощи, строгие посты и скорби, связанные не только с духовной бранью, но и с людской завистью и невежеством, умная молитва и молитвенное заступничество за весь мир, неутомимая работа на поприще церковного писателя и издателя, педагогическая деятельность в условиях чужеземного порабощения, утешение новомучеников, увещевание отступников, труд во имя возрождения отечества – все это подорвало телесные силы и приблизило кончину отца Церкви: 5-го июля 1809 года, в день памяти св.Афанасия Афонского, с преп.Никодимом случился удар. Святой продолжал прославлять Бога, моля его о скором упокоении такими словами: «Господи Боже мой, приими душу мою, я устал жить в этом мире». До 13-го июля совершалось все необходимое для приближающейся кончины: преп.Никодим исповедовался, соборовался, каждый день причащался Святых Тайн. 13 июля, хотя силы его были уже на исходе, он обратился к Богу, говоря: «Боже, милостив буди мне грешному». После этого сказал братии: «Братия, простите меня. Дух мой ослаб, и я не смог более читать втайне сердечную молитву, и вот я произнес ее вслух. Жизнь моя подошла к концу. Да благословит вас Бог за дела любви и служение мне грешному. Молю вас, принесите мне мощи моих святых наставников, святого Макария Коринфского и Парфения, нашего святого старца»
33.
Братия оставалась с ним всю ночь, ожидая конца. Время от времени они обращались к нему с вопросом. В шестом часу утра он проговорил: «Умираю, умираю, умираю, но молю вас, причастите меня». Причастившись Тела и Крови Господних, Никодим на их вопрос ответил: «Отхожу в мире», и, еще немного побеседовав с ними, предал душу Богу. Наутро, когда взошло солнце, все его ближние и все православные были охвачены скорбью. Кто-то сказал: «Братья, лучше бы умерли тысяча христиан, чем Никодим»
34. Святой был похоронен в келлии Скуртейцев, до нашего времени сохранилась его честная глава. В январе 1955 года, указом Святейшего синода преп.Никодим Святогорец был причислен к лику святых. День его памяти установлен 14 июля. Рядом с его гробницей, попечением братства Св. Никодима Святогорца в Афинах, сооружена великолепная часовня в нововизантийском стиле. Другие часовни, посвященные его имени, построены в Кардиани, на Тиносе (в 1984 году) и в городе Айос-Николаос в 2000 году. Преп.Никодим живет в народной памяти как
пастырь добрый, как великий ученый, психолог, педагог и прославленный богослов.
22 О жизни преп.Никодима см. следующие биографии:
а)Euthyme (hieromoine), La vie originale de saint Nicod%me, ёcrite en 1812-1813. Introduction et prёsentation par le moine et philologue Nicod%me Bilalis, Ath%nes, 1983 Иеромонах Евфимий. Жизнеописание преп.Никодима, составленное в 1812- 1813 г. Составление, предисловие монаха Никодима Билалиса. Афины, 1983 (на греч.яз).
b) Onuphre (moine), La vie de Nicod%me l'Hagiorite. In Synaxaire, t.1, C.Spanos (ed.) pp.XI-XIII. Монах Онуфрий. Жизнь Никодима Святогорца (на греч.яз.)
с) Castanophyllis C. (hieromoine). Catalogue des oeuvres de saint Nicod%me l'Hagiorite de Naxos, in codex de monast%re de Proussos, № 42/1815, pp. 925-928. Иеромонах К. Кастанофилл. Каталог сочинений Преп.Никодима Святогорца из Наксоса, в собрании рукописей монастыря Прусос.
d) Efstratiadis Sophronios (mёtropolite de Leondopoulis). Nicod%me l'Hagiorite. Makedonica, t.1, Thessalonique, 1940 Софроний Ефстратиадис, митрополит Леондопулиса. Никодим Святогорец (на греч.яз.)
e) Papoulidis C. Saint Nicod%me l'Hagiorite. Biblioth%que de l'Institut de Thёologie Orthodoxe * Paris; Id. Nicod%me l'Hagiorite (1749-1809)//Thёologie, 1966, t.37, 38 Папулидис К. Святой Никодим Святогорец. Дипломная работа (рукопись). Библиотека Православного богословского института в Париже (на греч.яз).
f) Dionyssiatis Th. Saint Nicod%me l'Hagiorite, sa vie et son ouevre. Ath%nes, 1959. Дионисиатис Ф. Преподобный Никодим Святогорец, его жизнь и труды (на греч.яз.)
g) Pavlopoulos N. Saint Nicod%me l'Hagiorite. Ath%nes, 1971. Павлопулос Н. Преподобный Никодим Свтяогорец. Афины, 1971 (на греч.яз.)
h) Zaviras G. Nea Hellas. 1872. Завирас Г. Новая Эллада (на греч.яз.)
i) Bilalis B. Saint Nicodeme l'Hagiorite (1749-1809), Ath%nes, 1969 Билалис Б. Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809) Афины, 1969 (на греч.яз.)
j) Smyrnakis G. Le Mont-Athos. Ath%nes, 1903 Смирнакис Г. Гора Афон. Афины, 1903 (на греч.яз.)
k) Malliaros J. Nicod%me l'Hagiorite le moine de Naxos. Ath%nes, 1963 Маллиарос И. Никодим Святогорец, Афины, 1963 (на греч.яз.)
l) Grumel V. Nicod%me l'Hagiorite. D.T.C. t. XI (486-490)
m) Viller M. Nicod%me l'Hagiorite. Revue d'ascёtique et de mystique. E.V. 1924.
n) Petit L. Bibliographie d'anacoluthies grecques. Brusselles, 1926, pp. XXIX-XXXIV.
o) Economidis D. Nikodim Aghioritul.//Biserica Orthodoxa Romana, 1941, t.I-II, pp. 51-69.
p) Colitsaras J. Saint Nicod%me l'Hagiorite. //Actines, 1953, pp.400-407, 450-454, 511s., 1954 pp.30-35. Колицарас И. Преподобный Никодим Святогорец. Актинес, 1953-1954 (на греч.яз.)
q) Zacharopoulos N. Saint Nicod%me l'Hagiorite, ma#tre de la vie spirituelle. Thessalonique, 1967. Захаропулос Н. Преподобный Никодим Святогорец, духовный наставник. Салоники, 1967 (на греч.яз.)
r) Marnellos G. L'influence de saint Nicod%me l'Hagiorite dans l'histoire de l'ёducation en Gr%ce (1769-1809)//Hydor ek Petras, t. II, Ayos Nicolaos (Cr%te), 1978, pp. 149-184; L'homme mёgalocosme selon saint Nicod%me l'Hagiorite, fondement de l'ёducation et de la culture grecques, La Canёe (Cr%te), 1990 Человек вселенский по учению Никодима Святогорца как основа греческой культуры и просвещения. Канея, Крит, 1990 (на греч.яз.); Vie abregёe de saint Nicod%me l'Hagiorite// Relаtion entre orthodoxie et civilisation nёohellenique. Ed. Centre d'ёtude de la culture orthodoxe, Tinos, 1985, pp. 89-123.
23 По материалам биографий Никодима, опубликованных до 1998 года, Никодим а) получил начальное образование у приходского священника острова Наксос, либо в школе Наксоса, потом в школе Смирны; б) На Наксосе он познакомился с Хрисанфом Этолийским, братом Космы Этолийского, и получил дальнейшее образование в его школе. Б.Сфироерас в своем очерке «Хрисанф Этолийский» в Ежегоднике средневековых архивов Афинской Академии Наук, т.VI, 1956, сообщает, что ученик и учитель общались всего несколько месяцев. Почти все биографы задавались вопросом, где Никодим выучил иностранные языки и получил научные знания: в Евангельской школе Смирны? Вне этой школы? На Наксосе? Хорошо известно, что Никодим посещал занятия известных смирнских учителей, Иерофея Дендрина и Хрисанфа Каравиа. Кроме того, он был знаком с афонскими монахами на Наксосе и с Макарием Нотара на Идре. Эти учителя привили ему любовь к изучению отцов Церкви и православного наследия древности. Иоанн Тумбакарис в своем исследовании «Преподобный Никодим Святогорец и Хрисанф Этолийский» в 16 томе трудов Общества кикладских исследований (Афины, 2001) отвечает на эти вопросы. Никодим проходил обучение в частной школе Наксоса, основанной афонскими монахами Григорием, Нифонтом и Арсением, где преподавал в 1773-1775 Хрисанф Этолийский. Хрисанф перевез в школу свою огромную библиотеку, чтобы ей могли пользоваться ученики. Таким образом, Никодим приобрел знания по философии, математике, медицине, астрономии и классической литературе. Сам Хрисанф обучал его греческому языку и литературе. Тумбакарис пишет: В декабре 1773г. Хрисанф Этолийский прибыл на Наксос из Константинополя, где он до этого был преподавателем Духовной академии. К этому времени на Наксосе уже существовала школа, основанная образованными монахами, спасавшимися на Наксосе от гонений.
Николай Калливурцис возвратился на родину из Смирны в 1770 году. Он получил там образование и по возвращении на остров вступил в общение с вышеупомянутыми монахами. Мы считаем, что Николай (Никодим) был учеником Хрисанфа по следующим причинам: а) монах Евфимий, писавший биографию преп.Никодима, сообщает, что Хрисанф был его учителем; б) И Никодим, и Хрисанф оказались на Наксосе в один и тот же период (1773-1775); в) Они оба выступали против анабаптизма; г) Преп.Никодим обладал обширными для своего времени научными познаниями, хотя до этого прошел обучение только в смирнской Евангельской школе (1765-1770), что было явно недостаточно для получения подобных знаний.
24 О знании преп.Никодимом иностранных языков см. G.Marnellos. Les ouvrages intitulёs
Combat Invisible et
Exercices spirituels//Hommage a l'Archev%que de Cr%te Timothёe. Ed. Archеvechё de Cr%te, Heraclion, 2001, p.310; Rigas Fereos et Nicod%me l"Hagiorite deux representants du Siecle des lumieres, Ayios Nicolaos, 1999, p.14; Franguiscoc E. Nicod%me l'Hagiorite et sa connaissance de plusieurs langues//Eranistis, t.23, Ath%nes, 2001; Toumbacaris J. Saint Nicod%me l'Hagiorite et Chryssanthos d'Ёtolie, p.232.
26 Euthyme, hieromoine. Version originale de la vie de saint Nicod%me. Ath%nes, 1983, p. 20; cf. Th.Dionyssiatis, op.cit. p.32.
27 Euphyme, ibid., p. 20.
28 Биограф святого Онуфрий Ивирит сообщает, что Никодим вернулся на Афон в 1783 году (цит.соч. с.XI); Ф.Дионисиатис (цит.соч. с. 143, 175) пишет, что Никодим с аввой Арсением удалились на Скиропулу в 1781 году и пробыли там до 1783; Криконий Христос (Criconis Christos. Paterica Meletimata. Thessalonique, 2001, p. 43 (на греч.яз.)) утверждает, что Никодим уехал на Скиропулу в возрасте 32 лет и провел там год.
29 Содержит 240 страниц форматом 0,24 х 0,17.
30 Sotirchos P., Guide d'Orthodoxie, Ath%nes, 1981, pp.19-21
31 Салоники, 1971.
32 Мамалакис И. Гора Афон сквозь века. Салоники, 1971, с. 378 (на греч.яз.)
33 Иеромонах Евфимий, цит.соч., с.29
34 Там же.