Георгий Марнеллос
Преподобный НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление
Предисловие
Введение

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава I СВЯТОЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ И ЕГО ЭПОХА
1. Духовная атмосфера в Греции ХVII-ХVIII веков
2. Жизнь преподобного Никодима Святогорца
3. Преподобный Никодим и движение колливадов

Введение
Преподобный Никодим и колливады
Об употребление теримина «колливады»

Глава II ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЕ, КАНОНИЧЕСКИЕ, АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ И АСКЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ НИКОДИМА
1. Методология изложения
2. Толкование Священного Писания
3. Канонические и пастырские труды
4. Аскетические, мистические и нравственные труды
5. О рукописи «Исповедание больных».

Глава III АГИОГРАФИЧЕСКИЕ, ЛИТУРГИЧЕСКИЕ И ГИМНОГРАФИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИКОДИМА
1. Агиография
2. Литургика
3. Гимнография
Службы святым
Каноны
Акафисты
Тропари
4. Похвалы, жития, Синаксиристи, молитвы
5. Другие произведения
6. Письма

Глава IV Описание кодексов
1. Кодекс Герасима Аркадия (1926)
Неизданные письма
2. Кодекс монастыря Пруссос (1815)

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава I НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ – УЧИТЕЛЬ НАРОДА И ОТЕЦ ЦЕРКВИ
1. Учители народа
2. Никодим Святогорец как педагог
3. Школьные годы в Смирне
4. Учитель афонской братии и духовенства за пределами Святой Горы
5. Учитель братий, живущих в миру

Глава II НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ – ПЕДАГОГ И ПРЕДТЕЧА ГРЕЧЕСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Введение
1. Преподобный Никодим как церковный писатель
2. Наставления отступникам и новомученикам

Глава III АНТРОПОЛОГИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИКОДИМА КАК ОСНОВА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Преподавание богословия и педагогики по учению преп.Никодима
2. Школа и ее роль в возрождении языка и духовности порабощенных греков
3. Преп. Никодим об образовании, изучении Закона Божия и практическом воспитании
Аскетическое образование как средство совершенствования человека
Умная молитва как средство очищения, просвещения и обучения
Культура и образование сквозь призму законоучительных и литургических дисциплин
4. Антропология и телеология как составные части педагогики

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Глава I О ДВУХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРЕПОДОБНОГО НИКОДИМА, ОДНОИМЕННЫХ БОГОСЛОВСКИМ СОЧИНЕНИЯМ НЕИЗВЕСТНОГО ЗАПАДНОГО АВТОРА. ИХ НРАВСТВЕННЫЙ, ДУХОВНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ.
1. О названиях «Невидимая брань» и «Духовные упражнения».
2. Исторический контекст «Невидимой брани» и «Духовных упражнений».
3. Содержание произведений
4. Современные историко-филологические исследования
«Невидимая брань» и «Духовные упражнения»
Авторство переводов преп.Никодима по результатам новейших исследований
Результаты настоящего исследования

Глава II ТРИ ОТЦА ЦЕРКВИ: ГРИГОРИЙ V, МАКАРИЙ КОРИНФСКИЙ И НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ – ДУХОВНЫЕ ПРОВОЗВЕСТНИКИ ГРЕЧЕСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Греческое национальное возрождение ΧVIII-XIX веков и филокалистическое движение
2. Григорий V (1797 – 1821) – Патриарх Константинопольский.
3. Духовное родство Никодима Святогорца и патриарха Григория V.
4. Макарий Нотара (1731 – 1807 гг.), соратник преп.Никодима Святогорца.

Заключение
Библиография Именной указатель
ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая читателю работа – плод продолжительных исследований и непрекращающихся поисков, постоянных молитв и размышлений. Тема исследования была утверждена ученым советом Свято-Сергиевского Православного Института в Париже. Работа представляет собой первое систематическое исследование данного предмета. Любовь и благодарность к нашему святому и к Православной Церкви руководили нами все эти годы. Работая над диссертацией, мы не переставали удивляться уникальности духовных дарований и трудолюбию преподобного Никодима – объем оставленных им сочинений и публикаций поистине огромен. Помимо печатных его трудов имеется также большое количество неизданных произведений, неопубликованных и ненайденных писем. Работу исследователя затрудняет отсутствие полного академического каталога его агиографических и гимнографических работ. Писать об учителе Церкви, прославленном в лике святых, всегда непросто. Вспомним провидческие слова преподобного Максима Исповедника: Вставка 1, с.13 (Как стану говорить, Господи Иисусе Христе, не стяжав Духа святости?)

Трудно бывает понять труды преп.Никодима из-за их порой прикровенной и неоднозначной формы. Это связано с характерными особенностями эпохи – турецким владычеством и бурными историческими процессами. Наше исследование – не более чем очерк, открывающий другим ученым путь к дальнейшему анализу произведений преподобного в области теологии, аскетики и педагогики, к пониманию его роли в греческом возрождении и его места в истории Православной Церкви. Мы с великой благодарностью свидетельствуем, что наш труд стал возможен благодаря молитвам Пресвятой Богородицы и преп.Никодима. Более того, найденные нами в процессе работы его не известные ранее письма и рукописи – не что иное, как явленное чудо.

Одной из задач настоящей работы было составление полного каталога известных на сегодняшний день трудов преп.Никодима (глава II первой части). Очевидно также, что в рамках нашей диссертации мы не способны были охватить всех проблем, связанных с его наследием.

Обнаружение источника «Невидимой брани» побудило нас в третьей части настоящей работы обратиться к вопросу о роли преп.Никодима в духовном пробуждении порабощенного греческого народа, пробуждении, которое он как только мог приближал своим наставничеством. Уповая на неизреченное милосердие Отца, Сына и Святого Духа, мы возносим славу и благодарение Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии, преподобному Никодиму Святогорцу и преподобному Сергию Радонежскому за их благодеяния, тайные и явные, оказанные простому священнику.

Мы хотим поблагодарить преподавателей Свято-Сергиевского Православного Института в Париже и выразить особую признательность ректору, ныне покойному отцу Алексию Князеву, который вместе с ученым советом Института способствовал утверждению темы нашей докторской диссертации по богословию. Мы также выражаем благодарность отцу Борису Бобринскому, декану Института, и отцу Андрею Фирилласу за проявленный интерес к нашему труду и неоценимую помощь в трудные минуты. Мы также хотели бы поблагодарить господина Оливье Клемана, консультанта, направлявшего наш долгий поиск. Благодаря его постоянному участию наше исследование обрело композиционную завершенность.

Глубокую признательность выражаем Святой Эпистасии и монастырям Святой горы Афон, игуменам и библиотекарям монастырей Иверского, Ватопедского, Великой Лавры, Пантократора, Ставроникита, Дионисиат, а также монастырям Панагия Прусиотисса и преп.Никодима в Гуменице за предоставленный доступ к архивам.

Горячо благодарим также Национальную Афинскую библиотеку, Национальную Парижскую библиотеку, библиотеку Викелея в Ираклионе, Центр византийских исследований в Афинах и его директора г-на Критона Хризохоидиса, монастырь св.Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на Патмосе, Фонд патристики в Салониках, профессора И.Фундулиса и г-на Е.Лицаса, которые помогли микрофильмировать и ксерокопировать найденные нами рукописи.

Мы также хотим поблагодарить г-на Ставроса Мадеракиса из университета Сорбонны, за его ценные соображения о духовном состоянии греков под игом оттоманской империи в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях, г-жу Елизавету Меллис, профессора Института французских исследований в Афинах, за помощь в создании первого французского перевода нашей работы, г-на Жан-Жака Ришара, специалиста по классической литературе и новогреческому языку Женевского университета, который взял на себя труд редактора и корректора.

Мы выражаем признательность нашему сыну Эммануэлю, лиценциату богословского факультета Свято-Сергиевского Института в Париже, за компьютерный набор и верстку.

Мы не можем не сказать слов благодарности жене Марии, разделявшей с нами все труды и тревоги при проведении настоящего исследования начиная с 1969 г. Наши дорогие дети, проявляя необыкновенное терпение и понимание, помогли нам довести начатый труд до конца. Ежедневные обязанности дьякона, а также ректора и преподавателя Духовной академии Ираклиона на Крите требовали немало времени и сил, но все же оставляли возможность работать над настоящей диссертацией. В особенности мы благодарны сыновьям Эммануэлю и Сергию, специалистам по богословию, за их постоянную помощь.

Мы хотим выразить глубокую благодарность г-ну Теодору Карацасу, управляющему Национального Банка Греции, взявшего на себя большую часть расходов по изданию нашей книги, Фонду патристики в Салониках, который включил ее в издаваемую им серию Analecta Vlatadon и его директору проф. Иоанну Фундулису, чьей поддержкой мы пользовались на всем протяжении работы. Наконец, свою признательность выражаем высокопреосвещенному Герману, митрополиту Элладскому, высокопреосвещенному Амвросию, митрополиту Паронаксийскому, высокопреосвещенному Николаю митрополиту Карпенисийскому, высокопреосвещенному Анфимию, митрополиту Ретимнонскому, Центру православной культуры Крита и приходу храма Пресвятой Троицы критского города Айос-Николаос, в особенности протоиерею Евангелосу Пахийаннакису, за их финансовую помощь при издании настоящей книги.

Сознавая недостатки предлагаемого труда и свое ничтожество перед лицом великого древа познания и мудрости, каковым был преподобный Никодим Святогорец, отец Церкви, учитель и церковный писатель, мы хотели бы дать читателю для начала чисто количественное представление о его наследии. Богословские и литургические труды включают 26 названий, гимнографические – 96 названий, похвалы, жития святых, Синаксиристи, проповеди, молитвы – 47 названий, другие труды – 6, письма – 15 названий, не считая Синаксиристев с недостоверным авторством, ямбических стихов, дистихов и эпиграмм. Держа в уме все вышесказанное, мы завершим наше предисловие цитатой из преп.Никодима, который в своем предисловии к полному собранию трудов Св.Григория Паламы писал с присущим ему смирением и мудростью: с.16 вст.2 ( Как отстоит высота небесная от земли, так далеко от меня великий отец наш святитель Григорий Палама; как мелкими мерками измерю великую высоту?…)

Ноябрь 2001г. Георгий Э. Марнеллос

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, наименее известным в наше время учителем народа остается преп.Никодим Святогорец (1749-1809гг.), мирское имя Николай Калливурцис, уроженец острова Наксос. Его имя и труды, его роль в истории Греции – роль отца Церкви, педагога и учителя отечества оказались забытыми не случайно. Для этого имеются многочисленные причины, рассмотрение которых выходит за рамки настоящего исследования. Мы ограничимся здесь упоминанием важнейших из них, отсылая читателей к более подробному изложению данного предмета в нашей работе на французском языке L'Influence de saint Nicod%me L'Hagiorite dans l'histoire de l'ёducation en Gr%ce (Преподобный Никодим Святогорец и история народного образования в Греции) [1] .

Даже в тех случаях, когда специалисты и обращались к трудам преподобного, их главный интерес лежал в сфере богословия. В стороне оставались все прочие аспекты его наследия, как, например, сочинения по классической филологии, использование уникальных исторических источников, обработка святоотеческой литературы. Так, например, по словам В.Сфироэроса, преп.Никодим перелагал на народный язык византийских авторов, чтобы сделать их доступными народу. [2] В теории и практике он на протяжении всей жизни был непревзойденным учителем и полном смысле слова, создателем, преподавателем и членом совета (эфории) Афонской академии, старцем для монахов, священников и мирян, живущих также за пределами Афона, просветителем неверных и вдохновителем новомучеников, духовным наставником порабощенного греческого народа и провозвестником национальной независимости.

Как это ни парадоксально, преп.Никодим получил широкую известность и признание по всему миру, но только не в самой Греции, для которой так много сделал. Остаются малоизвестными и до сих пор не оцененными ни с богословской, ни с филологической точки зрения изданные им святоотеческие сочинения, жития святых, литургические труды и песнопения. На это указывают известные исследователи А.Вакалопулос и И.Корнаракис. В частности, А.Вакалопулос пишет в предисловии к «Житиям новомучеников»: «Давно уже пора подготовить научное издание этих жизнеописаний, по образцу изданных житий древних мучеников. К данной задаче следует подойти со всей ответственностью, пока очередная их непродуманная публикация не стала порождать исторические и филологические ошибки и затруднять работу специалистов» [3] .

Что касается святоотеческой литературы, профессор И.Корнаракис пишет следующее: «Святоотеческие сочинения не изучались ни с филологической, ни с исторической точки зрения. Подобное исследование необходимо для введения их в научный обиход, они должны занять подобающее им место в таких дисциплинах, как история, психология и философия религии. Можно смело утверждать, что Святоотеческое Добротолюбие, составленное преп.Никодимом Святогорцем, и в наши дни остается лучшим сборником святоотеческих сочинений» [4] .

Профессор В.Сфироэрас в своей «Энциклопедии образования» приводит одну из причин, объясняющих отсутствие интереса к нашей теме со стороны как ученых, так и простых православных: «До сих пор не создано обобщающего труда, специально посвященного просветителям греков и их роли в возрождении греческой культуры. В отечественных и зарубежных монографиях по истории литературы можно найти лишь разрозненные сведения, не составляющие единого целого». Действительно, в упомянутых монографиях можно по крупицам собрать множество фактов историко-филологического характера, взятых в том числе из рукописей, полезных как простым братиям, так и просвещенным мудрецам [5] . Все они могут пригодиться и начинающим, и уже опытным исследователям, желающим работать в этом направлении [6] .

Цель нашей работы – напомнить греческому народу о трудах преп.Никодима на благо Церкви, греческого народа, науки и общества, восстановить в памяти малоизвестные страницы его жизни и деятельности. Пусть эллинистическая культура и православная традиция станут надежным оплотом на пути бурь и мятежей современного мира. Благодаря народной воле к сопротивлению греческая культура и греческий менталитет сохранились в темные времена оттоманского владычества. Тассос Грицопулос пишет, что порабощенный народ находил поддержку в лоне Церкви и в творениях святых отцов. С тех пор две великие силы служат ему опорой – православие и школа. На протяжении четырех столетий народ боролся за независимость, твердо держась православной веры и традиционного образования – здесь утешали, призывали к терпению, вселяли надежду, сплачивали под знаменами нового эллинизма, рожденного под турецким игом [7] .Учители народа, вдохновляя борьбу за независимость и избавляя народ от невежества и духовного порабощения, всеми силами приближали свободу.

В числе этих учителей народа упомянем Игнатия Агаллиана (еп. Мифимнис, остров Митилина), Адамантия Кораиса, Анастасия Гордия, Афанасия Псалида, Евгения Яннули, Евгения Булгариса, Никифора Феотоки, Косму Этолийского, Мефодия Антракита, Валана Василопула, Дорофея Проиоса, Неофита Дуки, архимандрита Неофита Вамвы, Афанасия Паросского, Макария Нотара, Ламброса Фотиади, Евгения Этолийского, Анфима Гази, Георгия Геннадия, патриарха Константинопольского, Вениамина Лесбосского, Константина Кума, Григория Констанда, Константина Иконома, Феофила Кораи, Иосифа Мисиодака, Иоанна Пезара и Никодима Святогорца [8] .

Преп.Никодим через христианское образование стремился сохранить духовный стержень своего порабощенного народа [9] . Человек макрокосмический, вселенский, цель жизни которого – обожение, всегда был в центре его внимания.

Православная антропология преп.Никодима должна стать основой образования не только в Греции, но и во всем православном мире. Кому-то она покажется слишком традиционной, консервативной, а, следовательно, не применимой к воспитанию современного человека, который и в мыслях, и в поступках лишь слегка касается поверхности вещей. Несмотря на возможное противодействие, идеи преп. Никодима должны быть повсеместно попечением духовных властей приняты к действию в православных странах. Оказавшись лицом к лицу с современностью, где перемены происходят с поистине головокружительной быстротой, но непонятно зачем, человек часто забывает о своем назначении, о своей ответственности, о том, кто он и куда идет, и даже забывает спросить себя: ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? Выход один – поставить всякое обучение, всякое образование на твердое основание.

Каждый из нас должен осознать ценность и уникальность человеческой личности. Нам дано все необходимое для победы. Греческий народ хранит православие, но в то же время твердо держится традиций эллинизма. Наделенный волей и благородством, он способен сохранить свою свободу. Любое творение, кроме человека, может быть средством для достижения цели. Только человек – это всегда цель в себе. Его ценность ничем не может быть измерена, сам человек – мера собственной ценности [10] . Человек, лишенный смысла и глубины, по словам Христоса Малевициса, подобен ненужной вещи [11] .

О смысле человеческого существования говорит нам Святитель Василий Великий: [12]

Сегодня важно как никогда для христианского усовершенствования всего мира понять, что есть человек, каковы его ценность и назначение. В педагогике принято считать, что действенность обучения прямо зависит от его целей. По нашей мысли, цель образования совпадает со смыслом жизни вообще – и то, и другое можно определить как самосовершенствование. Начало всякого делания, всякого усилия, говорит преп.Никодим в первой главе «Невидимой брани», определено его конечной целью.


[1] В журн. Hydor ek Petras. Centre d'ёtudes de la culture orthodoxe (C.E.C.O.), Ayos Nicolaos (Cr%te), t.II (1978), t.V-VII (1980-1981), t. VII-VIII (1982-1984).


[2] Sfyroeros V. Saint Nicod%me l'Hagiorite. //Ekpaidftiki Elliniki Enguyclopaidia, Ath%nes, 1987, t. VII, pp. 214 ss.


[3] Vacalopoulos A. Histoire du neohellenisme, t.2, 1453-1969. Thessalonique, 1954 pp.207 и сл. Вакалопулос А. История неоэлленизма, т. 2, 1453-1969. Салоники, 1954 (на греч. яз.).


[4] Cornarakis J. Ёlёments de psychologie neptique, Thessalonique, 1963, pp.435. Корнаракис И., Введение в святоотеческую психологию. Салоники, 1963, сс. 435 (на греч.яз.)


[5] Nicod%me l'Hagiorite. Commentaire aux sept ёpitres catholiques, Ath%nes, 1971, p.XVII (Никодим Святогорец. Толкования на семь соборных посланий. Афины, 1971, с. XVII (на греч.яз.)


[6] Sfyroeras V. Les Maitres de la Nation. // Grande encyclopedie pёdagogique, Ath%nes, Herder, 1967, t. II, p.202 Сфироерас В. Просветители. //Большая педагогическая энциклопедия. Афины, 1967, т.2, с. 202 (на греч.яз.)


[7] Gritsopoulos A. La Grande Ёcole patriarchale de la Nation, Ath%nes, 1966, t. 1, p.17 Грицопулос А. Великая школа греческого народа. Афины, 1966, т.1, с.17 (на греч.яз.)


[8] Об учителях народа см. La Grande Encyclopedie pёdagogique, t. II, pp.201 Большая педагогическая энциклопедия (на греч.яз.), Apergis D., Emmanouil K. Nouvelle histoire gёnёrale des Grecs, t. IX, Paparigopoulos C. Histoire de la nation grecque, Ath%nes, 1973, t. IV Папаригопулос К. История греческого народа, Афины, 1973 (на греч.яз), Zissios C. Les Maitres de la Nation, Ath%nes, 1915 Зиссиос К. Учители народа, Афины 1915 (на греч.яз.), Tsambis G. Histoire de l'ёducation, t. II, Thessalonique 1966 Цамбис Г. История педагогики, т.2, Салоники, 1966 (на греч.яз.), Metallinos G. L'Occupation turque. Les Grecs dans l'empire ottoman, Athenes, 1988 Металлинос Г. Греки под властью оттоманской империи. Афины, 1988 (на греч.яз.)


[9] Sfyroeras B. op.cit., p.20


[10] Papanoutsos E., La crise de notre civilization, Athenes, 1979, pp. 222s Папануцос Е. Кризис нашей цивилизации. Афины, 1979, (на греч.яз.), Marnellos G. L'idёe d "homme nouveau" dans la pёdagogie laique et le devoir du christianisme, La Canёe, 1991, p.19 Марнеллос Г. Идея «нового человека» в светской педагогике и долг христианина. …1991, с. 17 (на греч.яз.)


[11] Berdiaev N. Vёritё et rёvёlation (trad.grecque de C.Malevitsis), Ath%nes, 1967, p.9 Х.Малевицис. Вступ. Статья к книге Бердяев Н. Истина и откровение. Афины 1967 (на греч.яз.); Marnellos G. Op.cit. p.16.


[12] Basile le Grand de Cёsarёe. Sur l'origine de l'homme. Paris, Cerf, 1970, p. 270 Василий Великий. О природе человека. Париж, 1970. Слово II.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1 Преподобный Никодим Святогорец и его время.

Духовная атмосфера в Греции в XVII и XVIII веках.

Мы хотели бы начать наше повествование с краткого очерка духовного и культурного состояния греков во времена турецкого господства в XVII и XVIII веках.

В своей «Истории современного эллинизма» А.Вакалопулос указывает на важнейшие последствия чужеземного порабощения коренного населения Греции в рассматриваемый период: «В конце XVП и начале XVШ веков на фоне всеобщего невежества и темноты наблюдается повсеместное усиление позиций ислама. Сохранившиеся до наших дней местные архивы свидетельствуют о многочисленных индивидуальных и коллективных отречениях от христианства, происходивших среди населения Малой Азии и Балкан, и даже о переходе в мусульманство целых областей»1.

Далее, по поводу обращения в ислам жителей Македонии – провинции, где находится гора Афон, В.Вакалопулос пишет: «Многие жители Салоник и Охрида приняли ислам, иные же предпочли мученические венцы. Массовый переход в мусульманство захватил также города Серры и Сервию. Мелетий, епископ Сервский, будучи не в состоянии ни изменить положение, ни примириться с ним, просил Патриархию перенести его епископскую кафедру в Козани, что и было исполнено в 1745 году»2.

Здесь напомним также попытку принудить к переходу в мусульманство митрополита македонских городов Моглены и Пеллы, принявшего мученическую смерть 5-го апреля 1766 года3. Таким образом, имели место, с одной стороны, отказ от христианства и принятие ислама в исконно греческих областях (Пелопоннес, Эвбея, Македония, Понт Эвксинский, Малая Азия), с другой – тайное исповедание христианства среди греческого населения. Это помогало порабощенным христианам найти утешение для души и сохранить свою веру, традиции, обычаи и устои4. В обстановке бездумного перехода в мусульманство туркоязычных греков митропролит Навпакта и Арты Неофит Мавроммати (1656-1740), уроженец Пароса, непреклонный защитник греческой культуры и образования, переводит на турецкий язык «Цветник духовный». Этот перевод, напечатанный греческим шрифтом, восходит к караманлидийской рукописи. Неофит издал «Цветник» по-турецки с параллельным переводом на греческий, чтобы помочь туркоязычным читателям овладеть забытым греческим языком.

В последующие десятилетия архиереи, простые преподаватели и многие другие последовали его примеру. По этому образцу были изданы десятки книг. Свет православия согревал души туркоязычных греков, восстанавливая их связь с остальным эллинским миром5.

Волна исламизации в районах континентальной Греции вызвала к жизни активную деятельность таких просветителей греческого народа, как св.Косма Этолийский и его современник преп.Никодим Святогорец из Наксоса6. Преп.Никодим собирает в своем Новом Мартирологе наиболее известные жития новомучеников, чтобы преподать христианам примеры терпения и мужества. Это произведение отличается живостью языка, силой доказательств и твердостью исповедания веры7.

Преп.Косма учил, что нет спасения без веры. Христианская вера есть также верность своему народу, и то, и другое приобретается в учении. Научитесь читать и писать, чтобы понять, как ходите, – неустанно повторял преп.Косма. Уметь читать и писать, чтобы разуметь Священное Писание, – единственный способ выбрать, каким путем идти: Или вы не видите, что народ одичал, и невежество сделало из него в чудовище? – пишет этот просветитель. Новый Завет укрепит пошатнувшуюся веру.

«Пусть у вас заберут все, пусть сожгут тела ваши на медленном огне, не устрашайтесь. Вам нужны только души ваши и Господь наш Иисус Христос»8.

Освобождение и возрождение Греции возможны только при условии народного просвещения9 – к такому выводу приходят церковные писатели того времени. Автор «Истории Церкви», митрополит Афинский Мелетий (1703-1714), пишет:

«Повсюду в нашей стране вижу я дома без книг. Здесь и дома священников, где разве что найдете вы Псалтирь и старый сборник житий, здесь и дома богатые и знатные, где давно уже презрение к чтению погрузило их обитателей во мрак невежества и безнравственности»10.

В работе Г.Принципаса о народном просвещении читаем: «В те времена само существование школы было под вопросом. Царившее повсюду духовное невежество лишило греков учителей как необходимых хранителей нравственности и родного языка. Большая часть клириков была тоже почти неграмотной. Тогда немногие образованные люди, и духовенство , и миряне, прилагали все усилия, чтобы поддержать угасающее пламя народного духа»11.

Г.Металлинос так говорит о духовной атмосфере того времени (XVIII век): «Несмотря на резкое снижение уровня образования, в среде образованных священников всегда находились хранители святоотеческой традиции. В годы турецкого господства выходили прекрасные сборники проповедей, духовно окормлявших порабощенный народ. В конце XVШ века появилась книга «Господские праздники» (Kyriacodromia) Никифора Феотоки (1800), а также собрания святоотеческих сочинений преп.Никодима Святогорца. Конечно, эти книги доходили не до каждого, но многие священники и монахи получали от них большую пользу».

Люди церкви всегда пользовались огромным уважением в народной среде12. В период возникновения движения колливадов, к которому принадлежал и преп.Никодим Святогорец, в Греции сформировалось целое сообщество народных учителей – сознательных противников идеологии европейского Просвещения13.

Движение колливадов объединяло образованных афонских монахов, видевших свою цель в возрождении традиций православия, в просвещении греков и сохранении их как народа. Духовными вождями этого движения были преп.Никодим Святогорец, образованнейший человек своего времени, преп.Макарий Нотара и Афанасий Паросский.

Колливады, при всем своем национальном своеобразии, ни в коей мере не выступали против научного знания. Принадлежность к неоэллинской традиции давала им видеть болезни и слабости Европы. Их деятельность положила начало филокалистическому (исихастскому) возрождению, по образцу филокалистического движения XIV века, связанного с именем св.Григория Паламы. Европейскому Просвещению и мирскому мудрованию обожествленного человека колливады противопоставили опыт святых отцов, на место светского знания поставили богопознание и благодать Святаго Духа14.

В этой связи И.М.Хадзифотис пишет: «Здесь, в порабощенной Греции, теплится слабый огонек греческого православия. Любым, пусть самым несовершенным знанием народ обязан церковной службе, греческому языку и звучащим в храме богослужебным текстам. Церковные писатели духовно окормляют греков в период оттоманского господства. Книги преп.Никодима Святогорца передаются из рук в руки»15.

В заключение данной главы приведем слова самого преп.Никодима, подтверждающие приведенные ранее характеристики духовной атмосферы Греции в XVIII и XIX веках. Приводимый нами отрывок из неопубликованного письма к новомученику Константинопольскому патриарху Григорию V показывает, с каким подъемом было встречено первое издание труда преп.Никодима «Добронравие»:

«Ваше Святейшество, по любви к Вам посылаю единственный остающийся еще у меня экземпляр недавно вышедшей книги. Я хочу, чтобы мой глубокочтимый архипастырь смог выполнить свой пастырский долг, прочитав и оценив это сочинение. Если оно понравится Вам и Вы сочтете его полезным для общества, прошу благословить какого-нибудь доброго христианина, чтобы он помог осуществить второе издание. Книга сия стала такой редкостью, и так много желающих ее прочитать, что люди даже платят за нее по 8-10 пиастров. Митрополит Янинский напечатал тысячу экземпляров, но на сегодняшний день остается не более десятка. Книги буквально вырывают у него из рук. У меня самого больше не осталось ни одной, а люди постоянно просят»16.

Такова была духовная атмосфера в Греции на протяжении трех веков турецкого господства. Преп.Никодим Святогорец всей силой своей веры, надежды и любви стремился исправить положение, при котором греки были как пришельцы на своей земле, забыли традиции отцов и, сверх того, не имели защиты от болезней просвещенной Европы.

Как изменилось наше положение сегодня? Конечно, наша страна избавилась от неграмотности и невежества, освободилась от иноземного порабощения. Сегодня все люди получают образование, умеют читать и писать. С изменением условий жизни и государственного строя перед нами возникли другие трудности. Никто не отрицает, что страна идет по пути технического прогресса и экономического процветания. Однако при всем том современный с.32 человек превратился в беспомощного созерцателя международных катаклизмов и попрания нравственности, нарастающего атеизма и материализма. Он стал мишенью негативных воздействий, толкающих его к новому видению национальной и всемирной истории. Истинная сущность вещей оказалась для него сокрыта, затемнена впечатлениями искаженного мира.

Напомним некоторые наиболее крупные факторы современного развития, зовущие нас выполнить свой долг, противопоставляя божественную премудрость и жизнь святых людей мудрованию мира сего и духу европейской и мировой культуры. Мы видим вокруг себя торжество материальных и технических благ, а вовсе не торжество духа. Современный человек, homo technicus, отвергает Вездесущего Бога и любовь к ближнему в пользу человека мира сего, полагая, что отсутствие веры в Бога сделает его свободным и всемогущим. В результате человеческий произвол, жестокость, эксплуатация человека человеком, попрание всех прав, непрекращающиеся войны и международные конфликты, угроза ядерной катастрофы, разрушение окружающей среды, индивидуализм, разгул страстей, поклонение идолам, убийственная эйфория под действием наркотиков и блуда, отчаяние, повсеместный грех и смерть стали следствием этого отречения. Так рождается извращенное, противоестественное состояние, при котором человек из микрокосма и микробога, по слову святых отцов17, превращается в идола самому себе, приближающего собственную гибель. Приведем суждение Оливье Клемана, профессора Свято-Сергиевского Института в Париже: «Преподобный Андрей Критский, монах, живший в VП веке, самым беспощадным образом охарактеризовал наше вырождение: «Самоистукан бых», т.е. Я сделался идолом для самого себя. Современный человек обратил на самого себя способность к благоговению, присущую ему от рождения. Тем самым он отделил себя от Источника жизни и обратился к бездне, из которой был создан, став рабом смерти. Атомизация человека, превращение его в самодостаточный сгусток бытия, оторванный от космоса, отрывает его и от Христа… По своему положению человек вынужден убивать, чтобы питаться, вынужден покорять окружающий мир, чтобы обрести эфемерную безопасность, до тех пор пока мир не станет его могилой. Таково действие страстей, которые можно вполне назвать идолами. Обездушенная природа порабощает человека и через смерть поглощает его» 18.

Известный православный писатель П.Евдокимов выражает ту же мысль: «Я существую означает Я участвую в бытии или небытии. Человек может стать образом Божиим или демонской личиной»19. Современный человек забыл свою христианскую сущность и обеты крещения, он забыл, что каждое его действие и применение, которое он находит неживым предметам, имеют фундаментальную важность для всей вселенной. Человек скрывает в себе загадку, тайну бытия. Потаенный сердца человек20 по слову преп.Максима Исповедника, есть соединение всей твари в Боге.

В наши дни больше чем когда-либо мы должны помнить христианское назначение, христианскую формулу человека, чтобы христианство снова стало привоем на древе мира и культуры. Говоря сегодня об экологии, мы должны помнить, что человек – не скала и не дерево, но личностное и свободное существо. Его долг – сознательно и ответственно облачать свою природу в благодать. Тогда он станет духовной опорой всей твари, ответит на призыв Бога и поможет миру стать образом Праобраза, как говорил святитель Григорий Нисский21. Человек призван переоценить все сущее, дать ему имя, как при сотворении мира, когда он получил от Бога дыхание жизни. Имя должно быть не произвольное, а отражающее сущность вещей. Макрокосмический, вселенский человек преп.Никодима становится вестником истины. У нас нет другого пути, кроме как вернуться к корням, воспринять учение отцов Церкви, вдохновиться их примером и проповедями, чтобы лучше понять особенности нашего времени.

Предлагая вниманию читателя жизнеописание преп.Никодима Святогорца и краткий перечень его законоучительных и богословских трудов, мы хотим напомнить о той высокой цели, которой посвятил свою жизнь этот святой с Кикладских островов.

1 Vacalopoulos A.цит.соч. t.1, p.87.
2 Там же , с. 88.
3 Mellios L., L'islamisation du mёtropolite de Moglena et de Pella, monast%re de Saint-Michel (ed.), Aridea, 1986.
4 Vacalopoulos, там же, с.101.
5 Ladas G. Le mёtropolite de Naupacte et d'Arta, Neophyte Mavrommatis, et sa contribution * la transmission de la religion et de l'esprit national des Grecs d'Asie Mineure.//Syllectis, 1947- 1951 Г. Ладас. Митрополит Навпакта и Арты Неофит Мавромматис и его роль в катехизации греков Малой Азии. В сб. Syllectis, 1947-1951 (на греч.яз).
6 Я слышал сам его простые наставления Nicod%me l'Hagiorite, Nouveau Martirologue, Astir, 1961, p.202 Никодим Святогорец. Новый Мартиролог, Афины, Астир, 1961, с. 202; Menounos I., Les enseignements et la biographie de saint C_me L'Ёtolien, Ath%nes, Ionos, 1979, p. 78 Менуносс И. Жизнь и учение преподобного Космы Этолийского, Афины, Ионос, 1979, с. 78 (на греч.яз).
7 A.Vacalopoulos, там же, с. 102.
8 Там же, с. 437.
9 Panou D. et N. Renaissance Grecque (Ellinoyenessis), Ath%nes, Denis Toumazatos (ed.), 1971, p. 230 Пану Д. и Н. Греческое возрождение. Афины, 1971, с. 230 (на греч.яз.)
10 Metallinos G., L'occupation turque. Les Grecs dans l'empire ottoman, цит.соч. p.230 Металлинос Г. Там же, с. 230.
11 Printsipas G. Maitres de la Nation. Op.cit., pp. 167. Г.Принципас. Учители народа. С. 167.
12 Г.Металлинос, там же, сс. 107 и 169.
13 О движении колливадов см. Papoulidis C. Le mouvement des collybades. Ath%nes, 1971 Папулидис К. Движение колливадов. Афины, 1971 (на греч.яз.) и Tsogas S. La querelle des obits au Mont-Athos au XVIII si%cle, Thessalonique, 1969 Цогас С. Спор о церковном поминовении усопших на Афоне в XVIII веке. Салоники 1969 (на греч.яз.)
14 Г.Металлинос, цит.соч., сс. 161-163.
15 Предисловие к книге Г.Принципаса, цит. соч., с. 12.
16 Theoclitos Dionissiatis. Saint Nicod%me l'Hagiorite, sa vie, son oeuvre, 1749-1809, Ath%nes, 1959 p.256 Феоклит Дионисиатис. Преподобный Никодим Святогрорец, его жизнь и труды. Афины, 1959, с. 256 (на греч.яз.)
17 Paul Evdokimov. Orthodoxie. Thessalonique,1972, pp.102, 114, 127. Павел Евдокимов. Православие. Салоники, 1972.
18 Olivier Clement. Questions sur l'homme. Paris: Stock, 1972, p. 9.
19 Evdokimov P. Les ^ges de la vie spirituelle, Paris, 1964 p.144.
20 1 Петр.3,1.
21 Clement O. цит.соч., с. 150.
Жизнь преподобного Никодима Святогорца.

Преп. Никодим Святогорец, в миру Николай, учитель Церкви и народа, родился в 1749 году в Хоре, главном городе острова Наксос в Кикладском архипелаге. Он был сын благочестивых родителей Антония и Анастаcии Калливурцисов22. В годы учения в школе Наксоса Никодим выделялся необычайным трудолюбием, стремлением к знаниям, блестящей памятью и благочестием. Его способности стали известны митрополиту Наксийскому, Анфиму Варде. По его благословению в возрасте 16-ти лет он был послан для дальнейшего обучения в знаменитую Евангельскую школу города Смирны (1765-1770), чтобы в будущем послужить Церкви и народу.

Здесь он прослушал курсы богословия, классической филологии, философии, экономики, медицины, астрономии и даже военного дела23.

Он выучил древнегреческий, латынь и самостоятельно освоил французский и итальянский24. По нашим сведениям, он также выучил русский и церковнославянский в бытность секретарем Анфима Варды. Он был настоящей кладезью премудрости, живой библиотекой. К нему можно было обратиться за любыми сведениями.

В школе города Смирны он сразу стал выделяться своими дарованиями и благочестием, чистотой помыслов и глубиной познаний, как сообщает его биограф Евфимий. Здесь он имел случай применить свой талант педагога, помогая более слабым ученикам, которые уважали его почти так же, как директора школы. Никодим был известен и среди горожан, которые оспаривали друг у друга возможность приглашать его как домашнего учителя к своим детям26. Об этом пишет его собрат по вере Евфимий в Первоначальном жизнеописании преп.Никодима: «Проживая в школе, Никодим никому не был в тягость, в отличие от других; напротив, его любили учителя, ученики и попечители школы…»

О том же самом свидетельствуют письма, адресованные ему учителями Хрисанфом Каравиа и Иерофеем Дендрином. Последний пишет ему: «Сын мой, сам я уже достиг старости и желаю, чтобы после моей смерти ты занял мое место, поскольку никто другой не обладает необходимыми навыками».

Что до школьных товарищей, которые могли бы по своему тщеславию завидовать ему, то и они любили и уважали его как брата, признавая его первенство: «Он садился где-нибудь в уголке и делал сначала сам задание, потом мог часами без устали объяснять его нам. Потом он шел к ученикам в пять-шесть знатных городских семей… Он всегда был готов помочь: просили ли его что-нибудь написать – он делал это с радостью, просили объяснить трудное место – и здесь не было отказа нуждающемуся» 27.

В 1770 молодой Николай возвращается на свой родной остров, где поступает в качестве секретаря к митрополиту Анфимию Варде в епархии Парос-Наксос. На этом посту он пробыл пять лет, выполняя поручения митрополита и изучая отцов Церкви. Он познакомился с тремя афонскими монахами – Григорием, Нифонтом и Арсением, от которых получил представление о монашестве и об умной молитве. Монашеская жизнь как средство достижения других уровней познания, мудрости, истины и святости привлекала его. Господь послал ему и других великих духовных наставников – преп. Макария Нотара, епископа Коринфского, переселившегося на Идру, афонского исихаста Сильвестра Кесарийского, обучавшего его монашеским добродетелям и Хрисанфа Этолийского. Эти святые люди увидели в нем будущего монаха, наделенного верой, смирением и послушанием. Николай решил посвятить себя Богу на Афоне и отправился в путь, получив рекомендательные письма от Сильвестра, благословение епископа и матери (отец к тому времени уже умер). Мать приняла известие о его решении с большой радостью и просила, прежде чем удаляться на Афон, отвезти ее в женский монастырь свт.Иоанна Златоуста в окрестностях Наксоса, чтобы и она могла послужить Богу, что Николай и исполнил.

На Афоне Николай вступил в монастырь Дионисиат, где принял постриг с именем Никодим. Очень скоро его назначили чтецом и монастырским письмоводителем (секретарем). В 1777 году Макарий Нотара посетил его и убедил стать отшельником, чтобы иметь возможность своими сочинениями просвещать греческий народ и приближать свержению оттоманского ига. Получив знамение, Никодим отказывается от переезда в Румынию, где собирался стать учеником знаменитого русского старца Паисия Величковского (1722-1794). Он покидает Карею, чтобы поселиться в уединении в области Капсала, где живет попеременно в разных скитах. 1782 год Никодим проводит на безлюдном острове Скиропула с аввой Арсением, подвизаясь в безмолвии и духовной брани28. На этом острове по настойчивой просьбе своего двоюродного брата Иерофея, епископа Еврипского, Никодим составил свой необыкновенный Симвулевтикон, или Советование о хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца29. В 1783 году, выдержав суровые аскетические испытания на Скиропуле, преп.Никодим возвращается на Афон в келлию св.Василия. Здесь он принимает от старца Дамаскина постриг в великую схиму. В 1784 году преп.Никодим поселяется в келлии св.Феоны, принадлежащей монастырю Пантократор. Здесь начинается период напряженного труда – работа над изданием «Добротолюбия святых отцов», над Евергетиносом, сочинением, посвященным частому причащению, и над Алфавитавфавитоном преп.Мелетия Исповедника. В 1784 году преп.Никодим создает «Ексомологитарион» (Эксомологитарий), «Феотокарион», «Новый Мартиролог», «Невидимую брань» и «Духовные упражнения». В тот же период по просьбе просветителя Афанасия Паросского и митрополита Илиопольского Леонтия он готовит к изданию полное собрание трудов св.Григория Паламы в трех томах. С сотрудничестве с иеромонахом Агапием Леонардо с Пелопоннеса, Никодим составляет и издает по благословению вселенского патриарха все Правила святых апостолов, Постановления вселенских и поместных соборов и часть наследия святых отцов… Это сочинение, озаглавленное «Пидалион» («Кормчая»), было новым этапом в жизни православной Церкви, поскольку церковный корабль и по сей день направляется правилами и постановлениями, как кормилом (рулем). «Пидалион» представляет собой сборник большого формата – он насчитывает 789 страниц, включает конкордансы, с помощью которых можно проследить связь одних канонов с другими, и содержит большое число комментариев и сносок, написанных преп.Никодимом на народном языке. Целью издания, как пишет сам составитель в предисловии, было принести пользу как образованным и даже ученым людям, так и простым грекам.

После пребывания в скитах отца Луки и братьев Скуртейцев, преп.Никодим поселяется в келлии св.Василия, где живет, предав всего себя Христу и молясь за всех своих братьев, афонских монахов и живущих в миру. Его любовь к Пресвятой Троице и человеку вселенскому, его святая жизнь, по словам П.Сотирхоса30, находят верное и точное отражение в его сочинениях, составляющих целую библиотеку: герменевтические, канонические, аскетические мистические, этические и педагогические, агиографические, гимнографические, апологетические, а также проповеди и письма. В убогой келлии св. Василия, одетый в ветхий подрясник, преп.Никодим посреди слез и воздыханий удостоился необыкновенных даров, освятивших последние его произведения, ныне уже забытого жанра: Цветник Псалтири, Толкование на четырнадцать посланий апостола Павла, Толкование на семь соборных посланий, Толкование на Псалтирь Евфимия Зигабена, Сад Благодати и Библия Варсонофия и Иоанна.

До самой смерти преп.Никодим питался от приношений верующих, в основном сухим хлебом, и без устали работал с одним намерением: духовно просветить братьев по вере – православных священников, иноков и мирян. В работе «Святая Гора Афон сквозь века» 31 Иоанн П. Мамалакис пишет: «Преп.Никодим благодаря своим необыкновенным познаниям, проникновению в писания святых отцов, участию в Божественной литургии не просто смог понять смысл священных текстов, но погружался в самую глубину православия. Не щадя себя, он до последнего вздоха работал над наследием Святых отцов и над всем книжным наследием Церкви, чтобы пробудить от сна души православных христиан. Огромное число переизданий его произведений наглядно свидетельствует о влиянии его творчества на православный мир»32.

Строгая аскетическая жизнь, постоянная борьба с искушениями, лишения и телесные немощи, строгие посты и скорби, связанные не только с духовной бранью, но и с людской завистью и невежеством, умная молитва и молитвенное заступничество за весь мир, неутомимая работа на поприще церковного писателя и издателя, педагогическая деятельность в условиях чужеземного порабощения, утешение новомучеников, увещевание отступников, труд во имя возрождения отечества – все это подорвало телесные силы и приблизило кончину отца Церкви: 5-го июля 1809 года, в день памяти св.Афанасия Афонского, с преп.Никодимом случился удар. Святой продолжал прославлять Бога, моля его о скором упокоении такими словами: «Господи Боже мой, приими душу мою, я устал жить в этом мире». До 13-го июля совершалось все необходимое для приближающейся кончины: преп.Никодим исповедовался, соборовался, каждый день причащался Святых Тайн. 13 июля, хотя силы его были уже на исходе, он обратился к Богу, говоря: «Боже, милостив буди мне грешному». После этого сказал братии: «Братия, простите меня. Дух мой ослаб, и я не смог более читать втайне сердечную молитву, и вот я произнес ее вслух. Жизнь моя подошла к концу. Да благословит вас Бог за дела любви и служение мне грешному. Молю вас, принесите мне мощи моих святых наставников, святого Макария Коринфского и Парфения, нашего святого старца»33.

Братия оставалась с ним всю ночь, ожидая конца. Время от времени они обращались к нему с вопросом. В шестом часу утра он проговорил: «Умираю, умираю, умираю, но молю вас, причастите меня». Причастившись Тела и Крови Господних, Никодим на их вопрос ответил: «Отхожу в мире», и, еще немного побеседовав с ними, предал душу Богу. Наутро, когда взошло солнце, все его ближние и все православные были охвачены скорбью. Кто-то сказал: «Братья, лучше бы умерли тысяча христиан, чем Никодим»34. Святой был похоронен в келлии Скуртейцев, до нашего времени сохранилась его честная глава. В январе 1955 года, указом Святейшего синода преп.Никодим Святогорец был причислен к лику святых. День его памяти установлен 14 июля. Рядом с его гробницей, попечением братства Св. Никодима Святогорца в Афинах, сооружена великолепная часовня в нововизантийском стиле. Другие часовни, посвященные его имени, построены в Кардиани, на Тиносе (в 1984 году) и в городе Айос-Николаос в 2000 году. Преп.Никодим живет в народной памяти как пастырь добрый, как великий ученый, психолог, педагог и прославленный богослов.

22
О жизни преп.Никодима см. следующие биографии:
а)Euthyme (hieromoine), La vie originale de saint Nicod%me, ёcrite en 1812-1813. Introduction et prёsentation par le moine et philologue Nicod%me Bilalis, Ath%nes, 1983 Иеромонах Евфимий. Жизнеописание преп.Никодима, составленное в 1812- 1813 г. Составление, предисловие монаха Никодима Билалиса. Афины, 1983 (на греч.яз).

b) Onuphre (moine), La vie de Nicod%me l'Hagiorite. In Synaxaire, t.1, C.Spanos (ed.) pp.XI-XIII. Монах Онуфрий. Жизнь Никодима Святогорца (на греч.яз.)

с) Castanophyllis C. (hieromoine). Catalogue des oeuvres de saint Nicod%me l'Hagiorite de Naxos, in codex de monast%re de Proussos, № 42/1815, pp. 925-928. Иеромонах К. Кастанофилл. Каталог сочинений Преп.Никодима Святогорца из Наксоса, в собрании рукописей монастыря Прусос.

d) Efstratiadis Sophronios (mёtropolite de Leondopoulis). Nicod%me l'Hagiorite. Makedonica, t.1, Thessalonique, 1940 Софроний Ефстратиадис, митрополит Леондопулиса. Никодим Святогорец (на греч.яз.)

e) Papoulidis C. Saint Nicod%me l'Hagiorite. Biblioth%que de l'Institut de Thёologie Orthodoxe * Paris; Id. Nicod%me l'Hagiorite (1749-1809)//Thёologie, 1966, t.37, 38 Папулидис К. Святой Никодим Святогорец. Дипломная работа (рукопись). Библиотека Православного богословского института в Париже (на греч.яз).

f) Dionyssiatis Th. Saint Nicod%me l'Hagiorite, sa vie et son ouevre. Ath%nes, 1959. Дионисиатис Ф. Преподобный Никодим Святогорец, его жизнь и труды (на греч.яз.)

g) Pavlopoulos N. Saint Nicod%me l'Hagiorite. Ath%nes, 1971. Павлопулос Н. Преподобный Никодим Свтяогорец. Афины, 1971 (на греч.яз.)

h) Zaviras G. Nea Hellas. 1872. Завирас Г. Новая Эллада (на греч.яз.)

i) Bilalis B. Saint Nicodeme l'Hagiorite (1749-1809), Ath%nes, 1969 Билалис Б. Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809) Афины, 1969 (на греч.яз.)

j) Smyrnakis G. Le Mont-Athos. Ath%nes, 1903 Смирнакис Г. Гора Афон. Афины, 1903 (на греч.яз.)

k) Malliaros J. Nicod%me l'Hagiorite le moine de Naxos. Ath%nes, 1963 Маллиарос И. Никодим Святогорец, Афины, 1963 (на греч.яз.)

l) Grumel V. Nicod%me l'Hagiorite. D.T.C. t. XI (486-490)

m) Viller M. Nicod%me l'Hagiorite. Revue d'ascёtique et de mystique. E.V. 1924.

n) Petit L. Bibliographie d'anacoluthies grecques. Brusselles, 1926, pp. XXIX-XXXIV.

o) Economidis D. Nikodim Aghioritul.//Biserica Orthodoxa Romana, 1941, t.I-II, pp. 51-69.

p) Colitsaras J. Saint Nicod%me l'Hagiorite. //Actines, 1953, pp.400-407, 450-454, 511s., 1954 pp.30-35. Колицарас И. Преподобный Никодим Святогорец. Актинес, 1953-1954 (на греч.яз.)

q) Zacharopoulos N. Saint Nicod%me l'Hagiorite, ma#tre de la vie spirituelle. Thessalonique, 1967. Захаропулос Н. Преподобный Никодим Святогорец, духовный наставник. Салоники, 1967 (на греч.яз.)

r) Marnellos G. L'influence de saint Nicod%me l'Hagiorite dans l'histoire de l'ёducation en Gr%ce (1769-1809)//Hydor ek Petras, t. II, Ayos Nicolaos (Cr%te), 1978, pp. 149-184; L'homme mёgalocosme selon saint Nicod%me l'Hagiorite, fondement de l'ёducation et de la culture grecques, La Canёe (Cr%te), 1990 Человек вселенский по учению Никодима Святогорца как основа греческой культуры и просвещения. Канея, Крит, 1990 (на греч.яз.); Vie abregёe de saint Nicod%me l'Hagiorite// Relаtion entre orthodoxie et civilisation nёohellenique. Ed. Centre d'ёtude de la culture orthodoxe, Tinos, 1985, pp. 89-123.

23
По материалам биографий Никодима, опубликованных до 1998 года, Никодим а) получил начальное образование у приходского священника острова Наксос, либо в школе Наксоса, потом в школе Смирны; б) На Наксосе он познакомился с Хрисанфом Этолийским, братом Космы Этолийского, и получил дальнейшее образование в его школе. Б.Сфироерас в своем очерке «Хрисанф Этолийский» в Ежегоднике средневековых архивов Афинской Академии Наук, т.VI, 1956, сообщает, что ученик и учитель общались всего несколько месяцев. Почти все биографы задавались вопросом, где Никодим выучил иностранные языки и получил научные знания: в Евангельской школе Смирны? Вне этой школы? На Наксосе? Хорошо известно, что Никодим посещал занятия известных смирнских учителей, Иерофея Дендрина и Хрисанфа Каравиа. Кроме того, он был знаком с афонскими монахами на Наксосе и с Макарием Нотара на Идре. Эти учителя привили ему любовь к изучению отцов Церкви и православного наследия древности. Иоанн Тумбакарис в своем исследовании «Преподобный Никодим Святогорец и Хрисанф Этолийский» в 16 томе трудов Общества кикладских исследований (Афины, 2001) отвечает на эти вопросы. Никодим проходил обучение в частной школе Наксоса, основанной афонскими монахами Григорием, Нифонтом и Арсением, где преподавал в 1773-1775 Хрисанф Этолийский. Хрисанф перевез в школу свою огромную библиотеку, чтобы ей могли пользоваться ученики. Таким образом, Никодим приобрел знания по философии, математике, медицине, астрономии и классической литературе. Сам Хрисанф обучал его греческому языку и литературе. Тумбакарис пишет: В декабре 1773г. Хрисанф Этолийский прибыл на Наксос из Константинополя, где он до этого был преподавателем Духовной академии. К этому времени на Наксосе уже существовала школа, основанная образованными монахами, спасавшимися на Наксосе от гонений.
Николай Калливурцис возвратился на родину из Смирны в 1770 году. Он получил там образование и по возвращении на остров вступил в общение с вышеупомянутыми монахами. Мы считаем, что Николай (Никодим) был учеником Хрисанфа по следующим причинам: а) монах Евфимий, писавший биографию преп.Никодима, сообщает, что Хрисанф был его учителем; б) И Никодим, и Хрисанф оказались на Наксосе в один и тот же период (1773-1775); в) Они оба выступали против анабаптизма; г) Преп.Никодим обладал обширными для своего времени научными познаниями, хотя до этого прошел обучение только в смирнской Евангельской школе (1765-1770), что было явно недостаточно для получения подобных знаний.

24 О знании преп.Никодимом иностранных языков см. G.Marnellos. Les ouvrages intitulёs Combat Invisible et Exercices spirituels//Hommage a l'Archev%que de Cr%te Timothёe. Ed. Archеvechё de Cr%te, Heraclion, 2001, p.310; Rigas Fereos et Nicod%me l"Hagiorite deux representants du Siecle des lumieres, Ayios Nicolaos, 1999, p.14; Franguiscoc E. Nicod%me l'Hagiorite et sa connaissance de plusieurs langues//Eranistis, t.23, Ath%nes, 2001; Toumbacaris J. Saint Nicod%me l'Hagiorite et Chryssanthos d'Ёtolie, p.232.
26 Euthyme, hieromoine. Version originale de la vie de saint Nicod%me. Ath%nes, 1983, p. 20; cf. Th.Dionyssiatis, op.cit. p.32.
27 Euphyme, ibid., p. 20.
28 Биограф святого Онуфрий Ивирит сообщает, что Никодим вернулся на Афон в 1783 году (цит.соч. с.XI); Ф.Дионисиатис (цит.соч. с. 143, 175) пишет, что Никодим с аввой Арсением удалились на Скиропулу в 1781 году и пробыли там до 1783; Криконий Христос (Criconis Christos. Paterica Meletimata. Thessalonique, 2001, p. 43 (на греч.яз.)) утверждает, что Никодим уехал на Скиропулу в возрасте 32 лет и провел там год.
29 Содержит 240 страниц форматом 0,24 х 0,17.
30 Sotirchos P., Guide d'Orthodoxie, Ath%nes, 1981, pp.19-21
31 Салоники, 1971.
32 Мамалакис И. Гора Афон сквозь века. Салоники, 1971, с. 378 (на греч.яз.)
33 Иеромонах Евфимий, цит.соч., с.29
34 Там же.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1 Преподобный Никодим Святогорец и его время.

Духовная атмосфера в Греции в XVII и XVIII веках.

Мы хотели бы начать наше повествование с краткого очерка духовного и культурного состояния греков во времена турецкого господства в XVII и XVIII веках.

В своей «Истории современного эллинизма» А.Вакалопулос указывает на важнейшие последствия чужеземного порабощения коренного населения Греции в рассматриваемый период: «В конце XVП и начале XVШ веков на фоне всеобщего невежества и темноты наблюдается повсеместное усиление позиций ислама. Сохранившиеся до наших дней местные архивы свидетельствуют о многочисленных индивидуальных и коллективных отречениях от христианства, происходивших среди населения Малой Азии и Балкан, и даже о переходе в мусульманство целых областей»1.

Далее, по поводу обращения в ислам жителей Македонии – провинции, где находится гора Афон, В.Вакалопулос пишет: «Многие жители Салоник и Охрида приняли ислам, иные же предпочли мученические венцы. Массовый переход в мусульманство захватил также города Серры и Сервию. Мелетий, епископ Сервский, будучи не в состоянии ни изменить положение, ни примириться с ним, просил Патриархию перенести его епископскую кафедру в Козани, что и было исполнено в 1745 году»2.

Здесь напомним также попытку принудить к переходу в мусульманство митрополита македонских городов Моглены и Пеллы, принявшего мученическую смерть 5-го апреля 1766 года3. Таким образом, имели место, с одной стороны, отказ от христианства и принятие ислама в исконно греческих областях (Пелопоннес, Эвбея, Македония, Понт Эвксинский, Малая Азия), с другой – тайное исповедание христианства среди греческого населения. Это помогало порабощенным христианам найти утешение для души и сохранить свою веру, традиции, обычаи и устои4. В обстановке бездумного перехода в мусульманство туркоязычных греков митропролит Навпакта и Арты Неофит Мавроммати (1656-1740), уроженец Пароса, непреклонный защитник греческой культуры и образования, переводит на турецкий язык «Цветник духовный». Этот перевод, напечатанный греческим шрифтом, восходит к караманлидийской рукописи. Неофит издал «Цветник» по-турецки с параллельным переводом на греческий, чтобы помочь туркоязычным читателям овладеть забытым греческим языком.

В последующие десятилетия архиереи, простые преподаватели и многие другие последовали его примеру. По этому образцу были изданы десятки книг. Свет православия согревал души туркоязычных греков, восстанавливая их связь с остальным эллинским миром5.

Волна исламизации в районах континентальной Греции вызвала к жизни активную деятельность таких просветителей греческого народа, как св.Косма Этолийский и его современник преп.Никодим Святогорец из Наксоса6. Преп.Никодим собирает в своем Новом Мартирологе наиболее известные жития новомучеников, чтобы преподать христианам примеры терпения и мужества. Это произведение отличается живостью языка, силой доказательств и твердостью исповедания веры7.

Преп.Косма учил, что нет спасения без веры. Христианская вера есть также верность своему народу, и то, и другое приобретается в учении. Научитесь читать и писать, чтобы понять, как ходите, – неустанно повторял преп.Косма. Уметь читать и писать, чтобы разуметь Священное Писание, – единственный способ выбрать, каким путем идти: Или вы не видите, что народ одичал, и невежество сделало из него в чудовище? – пишет этот просветитель. Новый Завет укрепит пошатнувшуюся веру.

«Пусть у вас заберут все, пусть сожгут тела ваши на медленном огне, не устрашайтесь. Вам нужны только души ваши и Господь наш Иисус Христос»8.

Освобождение и возрождение Греции возможны только при условии народного просвещения9 – к такому выводу приходят церковные писатели того времени. Автор «Истории Церкви», митрополит Афинский Мелетий (1703-1714), пишет:

«Повсюду в нашей стране вижу я дома без книг. Здесь и дома священников, где разве что найдете вы Псалтирь и старый сборник житий, здесь и дома богатые и знатные, где давно уже презрение к чтению погрузило их обитателей во мрак невежества и безнравственности»10.

В работе Г.Принципаса о народном просвещении читаем: «В те времена само существование школы было под вопросом. Царившее повсюду духовное невежество лишило греков учителей как необходимых хранителей нравственности и родного языка. Большая часть клириков была тоже почти неграмотной. Тогда немногие образованные люди, и духовенство , и миряне, прилагали все усилия, чтобы поддержать угасающее пламя народного духа»11.

Г.Металлинос так говорит о духовной атмосфере того времени (XVIII век): «Несмотря на резкое снижение уровня образования, в среде образованных священников всегда находились хранители святоотеческой традиции. В годы турецкого господства выходили прекрасные сборники проповедей, духовно окормлявших порабощенный народ. В конце XVШ века появилась книга «Господские праздники» (Kyriacodromia) Никифора Феотоки (1800), а также собрания святоотеческих сочинений преп.Никодима Святогорца. Конечно, эти книги доходили не до каждого, но многие священники и монахи получали от них большую пользу».

Люди церкви всегда пользовались огромным уважением в народной среде12. В период возникновения движения колливадов, к которому принадлежал и преп.Никодим Святогорец, в Греции сформировалось целое сообщество народных учителей – сознательных противников идеологии европейского Просвещения13.

Движение колливадов объединяло образованных афонских монахов, видевших свою цель в возрождении традиций православия, в просвещении греков и сохранении их как народа. Духовными вождями этого движения были преп.Никодим Святогорец, образованнейший человек своего времени, преп.Макарий Нотара и Афанасий Паросский.

Колливады, при всем своем национальном своеобразии, ни в коей мере не выступали против научного знания. Принадлежность к неоэллинской традиции давала им видеть болезни и слабости Европы. Их деятельность положила начало филокалистическому (исихастскому) возрождению, по образцу филокалистического движения XIV века, связанного с именем св.Григория Паламы. Европейскому Просвещению и мирскому мудрованию обожествленного человека колливады противопоставили опыт святых отцов, на место светского знания поставили богопознание и благодать Святаго Духа14.

В этой связи И.М.Хадзифотис пишет: «Здесь, в порабощенной Греции, теплится слабый огонек греческого православия. Любым, пусть самым несовершенным знанием народ обязан церковной службе, греческому языку и звучащим в храме богослужебным текстам. Церковные писатели духовно окормляют греков в период оттоманского господства. Книги преп.Никодима Святогорца передаются из рук в руки»15.

В заключение данной главы приведем слова самого преп.Никодима, подтверждающие приведенные ранее характеристики духовной атмосферы Греции в XVIII и XIX веках. Приводимый нами отрывок из неопубликованного письма к новомученику Константинопольскому патриарху Григорию V показывает, с каким подъемом было встречено первое издание труда преп.Никодима «Добронравие»:

«Ваше Святейшество, по любви к Вам посылаю единственный остающийся еще у меня экземпляр недавно вышедшей книги. Я хочу, чтобы мой глубокочтимый архипастырь смог выполнить свой пастырский долг, прочитав и оценив это сочинение. Если оно понравится Вам и Вы сочтете его полезным для общества, прошу благословить какого-нибудь доброго христианина, чтобы он помог осуществить второе издание. Книга сия стала такой редкостью, и так много желающих ее прочитать, что люди даже платят за нее по 8-10 пиастров. Митрополит Янинский напечатал тысячу экземпляров, но на сегодняшний день остается не более десятка. Книги буквально вырывают у него из рук. У меня самого больше не осталось ни одной, а люди постоянно просят»16.

Такова была духовная атмосфера в Греции на протяжении трех веков турецкого господства. Преп.Никодим Святогорец всей силой своей веры, надежды и любви стремился исправить положение, при котором греки были как пришельцы на своей земле, забыли традиции отцов и, сверх того, не имели защиты от болезней просвещенной Европы.

Как изменилось наше положение сегодня? Конечно, наша страна избавилась от неграмотности и невежества, освободилась от иноземного порабощения. Сегодня все люди получают образование, умеют читать и писать. С изменением условий жизни и государственного строя перед нами возникли другие трудности. Никто не отрицает, что страна идет по пути технического прогресса и экономического процветания. Однако при всем том современный с.32 человек превратился в беспомощного созерцателя международных катаклизмов и попрания нравственности, нарастающего атеизма и материализма. Он стал мишенью негативных воздействий, толкающих его к новому видению национальной и всемирной истории. Истинная сущность вещей оказалась для него сокрыта, затемнена впечатлениями искаженного мира.

Напомним некоторые наиболее крупные факторы современного развития, зовущие нас выполнить свой долг, противопоставляя божественную премудрость и жизнь святых людей мудрованию мира сего и духу европейской и мировой культуры. Мы видим вокруг себя торжество материальных и технических благ, а вовсе не торжество духа. Современный человек, homo technicus, отвергает Вездесущего Бога и любовь к ближнему в пользу человека мира сего, полагая, что отсутствие веры в Бога сделает его свободным и всемогущим. В результате человеческий произвол, жестокость, эксплуатация человека человеком, попрание всех прав, непрекращающиеся войны и международные конфликты, угроза ядерной катастрофы, разрушение окружающей среды, индивидуализм, разгул страстей, поклонение идолам, убийственная эйфория под действием наркотиков и блуда, отчаяние, повсеместный грех и смерть стали следствием этого отречения. Так рождается извращенное, противоестественное состояние, при котором человек из микрокосма и микробога, по слову святых отцов17, превращается в идола самому себе, приближающего собственную гибель. Приведем суждение Оливье Клемана, профессора Свято-Сергиевского Института в Париже: «Преподобный Андрей Критский, монах, живший в VП веке, самым беспощадным образом охарактеризовал наше вырождение: «Самоистукан бых», т.е. Я сделался идолом для самого себя. Современный человек обратил на самого себя способность к благоговению, присущую ему от рождения. Тем самым он отделил себя от Источника жизни и обратился к бездне, из которой был создан, став рабом смерти. Атомизация человека, превращение его в самодостаточный сгусток бытия, оторванный от космоса, отрывает его и от Христа… По своему положению человек вынужден убивать, чтобы питаться, вынужден покорять окружающий мир, чтобы обрести эфемерную безопасность, до тех пор пока мир не станет его могилой. Таково действие страстей, которые можно вполне назвать идолами. Обездушенная природа порабощает человека и через смерть поглощает его» 18.

Известный православный писатель П.Евдокимов выражает ту же мысль: «Я существую означает Я участвую в бытии или небытии. Человек может стать образом Божиим или демонской личиной»19. Современный человек забыл свою христианскую сущность и обеты крещения, он забыл, что каждое его действие и применение, которое он находит неживым предметам, имеют фундаментальную важность для всей вселенной. Человек скрывает в себе загадку, тайну бытия. Потаенный сердца человек20 по слову преп.Максима Исповедника, есть соединение всей твари в Боге.

В наши дни больше чем когда-либо мы должны помнить христианское назначение, христианскую формулу человека, чтобы христианство снова стало привоем на древе мира и культуры. Говоря сегодня об экологии, мы должны помнить, что человек – не скала и не дерево, но личностное и свободное существо. Его долг – сознательно и ответственно облачать свою природу в благодать. Тогда он станет духовной опорой всей твари, ответит на призыв Бога и поможет миру стать образом Праобраза, как говорил святитель Григорий Нисский21. Человек призван переоценить все сущее, дать ему имя, как при сотворении мира, когда он получил от Бога дыхание жизни. Имя должно быть не произвольное, а отражающее сущность вещей. Макрокосмический, вселенский человек преп.Никодима становится вестником истины. У нас нет другого пути, кроме как вернуться к корням, воспринять учение отцов Церкви, вдохновиться их примером и проповедями, чтобы лучше понять особенности нашего времени.

Предлагая вниманию читателя жизнеописание преп.Никодима Святогорца и краткий перечень его законоучительных и богословских трудов, мы хотим напомнить о той высокой цели, которой посвятил свою жизнь этот святой с Кикладских островов.

1 Vacalopoulos A.цит.соч. t.1, p.87.
2 Там же , с. 88.
3 Mellios L., L'islamisation du mёtropolite de Moglena et de Pella, monast%re de Saint-Michel (ed.), Aridea, 1986.
4 Vacalopoulos, там же, с.101.
5 Ladas G. Le mёtropolite de Naupacte et d'Arta, Neophyte Mavrommatis, et sa contribution * la transmission de la religion et de l'esprit national des Grecs d'Asie Mineure.//Syllectis, 1947- 1951 Г. Ладас. Митрополит Навпакта и Арты Неофит Мавромматис и его роль в катехизации греков Малой Азии. В сб. Syllectis, 1947-1951 (на греч.яз).
6 Я слышал сам его простые наставления Nicod%me l'Hagiorite, Nouveau Martirologue, Astir, 1961, p.202 Никодим Святогорец. Новый Мартиролог, Афины, Астир, 1961, с. 202; Menounos I., Les enseignements et la biographie de saint C_me L'Ёtolien, Ath%nes, Ionos, 1979, p. 78 Менуносс И. Жизнь и учение преподобного Космы Этолийского, Афины, Ионос, 1979, с. 78 (на греч.яз).
7 A.Vacalopoulos, там же, с. 102.
8 Там же, с. 437.
9 Panou D. et N. Renaissance Grecque (Ellinoyenessis), Ath%nes, Denis Toumazatos (ed.), 1971, p. 230 Пану Д. и Н. Греческое возрождение. Афины, 1971, с. 230 (на греч.яз.)
10 Metallinos G., L'occupation turque. Les Grecs dans l'empire ottoman, цит.соч. p.230 Металлинос Г. Там же, с. 230.
11 Printsipas G. Maitres de la Nation. Op.cit., pp. 167. Г.Принципас. Учители народа. С. 167.
12 Г.Металлинос, там же, сс. 107 и 169.
13 О движении колливадов см. Papoulidis C. Le mouvement des collybades. Ath%nes, 1971 Папулидис К. Движение колливадов. Афины, 1971 (на греч.яз.) и Tsogas S. La querelle des obits au Mont-Athos au XVIII si%cle, Thessalonique, 1969 Цогас С. Спор о церковном поминовении усопших на Афоне в XVIII веке. Салоники 1969 (на греч.яз.)
14 Г.Металлинос, цит.соч., сс. 161-163.
15 Предисловие к книге Г.Принципаса, цит. соч., с. 12.
16 Theoclitos Dionissiatis. Saint Nicod%me l'Hagiorite, sa vie, son oeuvre, 1749-1809, Ath%nes, 1959 p.256 Феоклит Дионисиатис. Преподобный Никодим Святогрорец, его жизнь и труды. Афины, 1959, с. 256 (на греч.яз.)
17 Paul Evdokimov. Orthodoxie. Thessalonique,1972, pp.102, 114, 127. Павел Евдокимов. Православие. Салоники, 1972.
18 Olivier Clement. Questions sur l'homme. Paris: Stock, 1972, p. 9.
19 Evdokimov P. Les ^ges de la vie spirituelle, Paris, 1964 p.144.
20 1 Петр.3,1.
21 Clement O. цит.соч., с. 150.
There are two significant differences between natural lighting and artificial sources. One is the character of the fill and the other is more rapid fall-off in intensity. In nature skylight fill is omni-directional and usually brighter from above. That "wrap around" characteristic is difficult to duplicate with a directional artificial source.
© 2014 All Rights Reserves
Facebook | land@scape.eu
3
Made on
Tilda