Никодим и движение колливадов.

Введение.

В третьей главе своей книги35, озаглавленной Православное возрождение в Греции и России, Луи Буйе говорит о первостепенной важности духовного движения в греческой Церкви XVIII века, связанном с именем преп.Никодима Святогорца.

В описываемый период великая духовная традиция византийского Востока получила неожиданный толчок к обновлению. Это произошло на том самом месте, где когда-то, незадолго до падения Византии, святитель Григорий Палама возглавил классический синтез на Афоне. Духовное возрождение XVIII века, а также последующее современное возрождение восточного православия, стало возможным благодаря преп. Никодиму Святогорцу36.

Именно это явление, значимость которого не раскрыто и по сей день, освятил Константинопольский патриарх, прославив 31-го мая 1955 года в лике святых ставшего в его истоке смиренного афонского инока. Духовное возрождение совпадает в сумерках оттоманской империи с общим национальным пробуждением народов христианского Востока, до того времени пребывавшего в оцепенении под владычеством Порты37. Гений и святость его устроителя помогли этому процессу с самого начала избежать филетизма, т.е. подмены православия национальной идеей. Христианские народы во главе со своими духовными учителями, поставленными самими захватчиками, получили возможность вернуться к истокам церковного предания, не обособляясь в сознании своей исключительности. Преп.Никодим обладал уникальной способностью творчески усваивать лучшее из наследия Запада и сочетать его с сокровищами византийской традиции38.

Преп.Никодим принадлежал к традиционному афонскому монашеству. Сам себя он считал в первую очередь защитником церковного предания39. Деятельность его как богослова и церковного писателя по необходимости привела его к освоению духовного наследия прошлого. Вместе с Макарием Нотара в Венеции в 1782 году он издает «Добротолюбие». В сочинениях святых отцов все пути и все наставления сходятся в одной точке – творении умной молитвы. Молитва эта выражает внутреннюю жизнь во Христе и служит продолжением исихастской традиции XIV века, дошедшей до Нового времени через александрийцев и каппадокийцев. Умная молитва составляет центральную точку христианской аскезы и мистического опыта40. Преп.Никодим считал ее первейшим средством очищения и просвещения души.

В своем сочинении «Книга душеполезнейшая о частом причащении Святых Христовых Тайн» Никодим выступает за возможно более частое причащение Святых Христовых Тайн, исходя из литургического и мистического опыта православной Церкви. Евхаристия предлагается православным, чтобы они непрерывно совершенствовались и получили спасение. Выдвигая этот постулат, Никодим берется за переложение для восприятия Востоком двух произведений западного богословия – «Невидимой брани» и «Духовных упражнений». Луи Буйе пишет:

Когда знакомишься с этими сочинениями, не знаешь, чему больше удивляться – рассуждению, с которым он выбрал и переработал эти труды, полностью передав существо предмета, или обширной эрудицией, которую он при этом обнаружил42.

Далее автор прибавляет в примечании:

Можно понять, почему несколько наивные утверждения в специальной литературе о чисто православном характере сочинения Никодима вызвали резкую критику Л.Жийе в его рецензии на «Невидимую брань»43. Но при всем том Никодима нельзя обвинить в плагиате, т.к. сам он на каждом шагу повторяет, что он только перелагает чужое произведение44. Нельзя не признать, что переложение было проведено с большой взвешенностью и нигде не искажает оригинал45.

Никодим и движение колливадов.

Колливады, как называли их идейные противники, выступали за возврат к православной традиции. Борьба была упорной – без колливадов ветер обмирщения развеял бы все46. Исследователи выделяют в этом традиционалистском движении, прославившем греческую Церковь, многие отличительные особенности47. Движение колливадов второй половины XVIII века ответило на вызов эпохи Просвещения. Его возглавили образованные представители общества, стремясь возродить православную духовность и просветить греческий народ48. Многочисленные источники свидетельствуют, что колливады и их идеи вызвали волнения на Афоне, в чем-то сходные с последствиями исихастского движения XIV века49. Перечисляемые ниже работы посвящены каноническим спорам на Афоне:

а) Правда о волнениях на горе Афон: вставка 4 со с.4750.

б) Неизданное письмо 1811 года Афанасия Паросского к его брату Иоасафу Паросскому по поводу колливадов вставка 6 со с. 4851.

в) «Исповедание веры» преп. Никодима против клеветников-антиколливадов вставка 7 со с. 4852, которое дает очень точное представления о спорах и нестроениях, потрясавших Афон (1754-1819). Эти нестроения получили названия collybadica, т.е. дело о колливадах.

Богословские споры разделили Афон на два лагеря – тех, кто считали, что церковное поминовение усопших может происходить во все дни, включая воскресение, и тех, кто утверждали, что оно может иметь место в любой день (лучше в субботу), но не в воскресенье и не в двунадесятые праздники. Поминать мертвых и есть коливо в воскресенье, считали колливады, это нелепость и грех. Нельзя оплакивать усопших и служить панихиды в день радости, в день Воскресения Христова. Их противники, называемые антиколливады, утверждали, что не может быть лучшего дня для поминания усопших, чем воскресение. Разве молитва об усопших не есть молитва о воскресении53? И все же, по мнению исследователей, позиция колливадов была более церковной, реалистичной и обоснованной, чем позиция остальных54.

С 1783 года55 начинает обсуждаться второй богословский вопрос – вопрос о частом причастии. Когда и как причащаться? Следует ли причащаться 2-3 раза в год или чаще? Вопрос о необходимости частого причащения56 подняли колливады, тогда как антиколливады обвиняли их в непонимании сущности проблемы. Течение антиколливадов возглавили Феодорит Лавриот из Янины57, Виссарион из Рапсани58 и бывший митрополит Халепиона Геннадий59. Во главе колливадов стали Неофит Кафсокаливит60, Афанасий Паросский61, бывший митрополит Коринфский Макарий62, Парфений Скуртеец, Христофор из Арта, Агапий Кипрский, Иаков Пелопоннесский, Паисий Отшельник и Иерофей Георгиу из Идры63.

Кризис, связанный с обсуждением частого причащения, вызвал вмешательство Константинопольской Церкви. В 1773 году, еще до того, как Никодим стал монахом в монастыре Дионисиат, патриарх Феодосий II выступил с заявлением. Он напомнил, что первые христиане причащались каждое воскресенье, а христиане позднейших эпох – каждые сорок дней. Пусть же, сказал он, те, кто считает себя достойным, поступает как первые, а прочие пусть поступают как вторые. Патриарх Григорий V осудил всякие попытки регламентировать причащение, говоря, что верные должны причащаться за каждой литургией, если им позволяет совесть. Эти два предстоятеля считали, что обновление Церкви может совершиться только полным исполнением священного предания Отцов64.

Со времени взятия Константинополя турками в середине XV века, Никодим был первым, кто обратился к древним рукописям отцов Церкви в афонских библиотеках. Православная традиция в сочинениях Никодима опирается на исихазм, в первую очередь на труды Григория Паламы и Симеона Нового Богослова, Марка Эфесского, Космы Этолийского. С момента выхода в свет «Добротолюбия» (1782) до составления Календаря в 1806 году, вся просветительская деятельность преп.Никодима Святогорца и Макария Нотары направлена на распространение в православной среде святоотеческого богословия. Никодим всей душой стремился помочь соотечественникам сбросить духовный гнет, почувствовать себя наследниками сокровищ древности. Он не остановился даже перед тем, чтобы использовать труды, созданные на западе, т.к. счел их совместимыми с восточной традицией.

В результате церковных расколов многие монахи были изгнаны за пределы Афона. Так, Иерофей переселился на Идру, иеромонах Нифонт – на Самос, другие монахи разошлись по другим островам, перебрались в Скиафос, Хиос и румынские провинции. Но преп.Никодим никогда не подвергался ни осуждению, ни ссылке69.

Возникает вопрос об употреблении термина «колливады» и о роли преп.Никодима в колливадском движении. Ответ дают труды самого Никодима и Афанасия Паросского. Клеветники антиколливады называли колливадами тех, кто призывал к исполнению церковного предания72 и апостольских правил: вставка 13 со стр. 5573. Колливады вступали в спор с монахами скита св.Анны, обличая их неверие в Начальника жизни – Христа вставка 14 со с.5574.

О термине «колливады»

В своей Апологии (см. ниже) Никодим отвергает название «колливады», утверждая, что оно более применимо к зачинщикам спора, т.е. к монахам скита св.Анны. Однако исторически сложилось так, что термин «колливады» стал применяться по отношению к защитникам традиции. Исходя из сложившегося употребления термина, мы продолжаем называть преп.Никодима и его единомышленников колливадами, поскольку он сам всегда считал себя хранителем предания75. В подтверждение приведем отрывок из сочинения св. Никодима под названием «Апология преп.Никодима против клеветников-антиколливадов», изданного в 1819 году в Венеции:

«Находятся также люди, которые, слыша, как другие называют нас колливадами, еретиками, лжеверами или разносят другую подобную клевету, не понимают причин происходящего. Они уподобляются неразумным и невежественным афинянам, которые подвергли остракизму храброго Аристида только потому, что другие объявляли его достойным осуждения и изгнания76.

Мы исповедуем, признаем и подтверждаем двенадцать членов Символа веры…

Мы исповедуем и защищаем все другие догматы Святой, Соборной и Апостольской Церкви…

Мы исповедуем и признаем с благоговением семь Святых таинств Церкви…

Мы соблюдаем апостольское предание, в котором мы были взращены, будь то в слове или в посланиях святых апостолов…

Мы признаем и почитаем церковное предание…

Мы признаем и соблюдаем все правила святых апостолов, вселенских и поместных Соборов, а также правила святых богоносных отцов…

Все, что Святая Соборная и Апостольская Церковь, наша общая мать, признает и исповедует, мы признаем и исповедуем…Все, что она отвергает и осуждает, мы отвергаем и осуждаем как ее истинные родные чада…»77

В главе, посвященной поминанию усопших, Никодим продолжает:

«Мы хотим прежде всего оправдаться в том, за что многие братья осуждают нас без страха Божия, называя колливадами. Мы утверждаем, что сии достойные братья применяют к нам некое неистинное и клеветническое имя, ибо мы соблюдаем устав древнейшей Церкви, от века постановившей поминать усопших в субботу, а не в воскресенье…78

Итак, мы, которые держимся церковного предания поминовения, соблюдая тем самым слова божественного Иоанна Дамаскина, осуждаемся от прочих и именуемся колливадами, тогда как те, попирая предание Церкви, совершают поминовение по воскресеньям. О, небо и земля, очи правды Божией! Вы, которые хвалите нас как стражей предания, молим вас судить без пристрастия, исполнившись страха Божия79.

Стоя на страже предания, почему именуемся мы от других колливадами, ведь святая Церковь одобряет нас80?

Если ты, брате, желаешь поминать усопших в воскресенье, сообразуясь с церковной икономией и уповая на снисхождение, мы не станем упрекать тебя, ни заставлять переносить это на субботу. Но и мы, поминая усопших в субботу, исполняем в точности церковное предание и правду, и потому не должны быть осуждаемы от тебя, ни оскорбляемы на словах, ты должен, напротив, благодарить нас за это…81

Итак, каждый может видеть, если имеет в душе страх Божий и бесстрастное рассуждение, что мы чтим освященное сонмом мучеников церковное предание о поминовении усопших, а потому мы не должны ни в коем случае, ни в каких обстоятельствах называться колливадами…Напротив того, будет справедливо, если нас воистину будут благодарить за соблюдение церковного устава. Мы не осуждаем тех, кто нарушает устав, поминая усопших в воскресенье, чтобы не породить споров и столкновений, что ужасает нас, как сами наши грехи. Нестроения вызывают те, кто обвиняет нас, те, кто клевещут на нас, называя нас колливадами. Это они не боятся Бога, вносят раздор, сеют вражду, ненавидят братьев своих82…потому мы, соблюдая церковный устав, имеем полное право называть колливадами нарушителей его. При всем том, никогда мы их не именовали сим клеветническим именем, веруя в нашу общую Мать – Великую Церковь Христову83…»

В неопубликованном письме к Иоасафу Паросскому Афанасий Паросский выражает то же мнение, что и преп.Никодим84. Само письмо начинается словами: «Скорблю, брате, что гора Афон, этот сад Пресвятой Богородицы, уподобилась пустыне, покрытой терниями».85 Афанасий возвращает антиколливадам именование колливады:

«По правде колливадами должны называться именно антиколливады, как тот, кто изготовляет часы называется часовщик, тот, кто печет хлеб – хлебник… Тогда и тот, кто ест коливо по воскресеньям, должен называться колливадом86. Каждый может видеть, что антиколливады и есть настоящие колливады. Следовательно, это они достойны сожаления, а не другие, преданные защитники заветов апостольских …».87

Во многих современных работах посвященных колливадам, сам этот термин зачастую заключается в кавычки, что указывает на отсутствие общепризнанного понимания. Как уже говорилось, по нашим источникам он представляет собой ироническое именование защитников традиции, применяемое их противниками, ср. «Термин колливады возник как насмешливое прозвище»88. Того же мнения придерживаются Ф.Дионисиатис89, К.Папулидис и иеромонах Феодорит Паросский. Отметим, наконец, что в трудах Луи Буйе91, М. де Вийе92, Софрония Ефстратиадиса93, Иоанна Фундулиса94, Амфилохия Радовича95, Константина Сарделиса96, Панайота Сотирхоса97 и Иакова Малиароса98 движение колливадов трактуется с максимальной осторожностью. В заключение процитируем характеристику, даваемую преп.Никодиму М.де Вийе: «Уставщик, литургист, церковный писатель, издатель, Никодим благодаря необыкновенному трудолюбию на века прославил Греческую Церковь… В споре о коливе Никодим был на стороне тех, кто выступал за поминание в субботу»99.

Константин Бастиас так формулирует глубинные причины противостояния: «Многократное причащение и поминание усопших в субботу, а не в воскресенье не означают привязанность только к внешнему, к букве. За всем этим стоит самая суть православия – хранение предания. Колливады выражают борьбу православия за чистоту традиции, за независимость от внешних обстоятельств, потому что в православии сущность и форма неотделимы друг от друга»100. Профессор филологического факультета Афинского университета Василий Сфироэрас называет четырех церковных деятелей, просветивших греческий народ: Косму Этолийского (1714-1771), Евгения Булгариса (1716-1806), Никифора Феотокиса (1731-1800) и Никодима Святогорца. Последний, по его словам, является наиболее выдающимся представителем православного богословия. Он также отмечает его умеренную по сравнению с другими критическую позицию по отношению к философии эпохи Просвещения101.

35 Bouyer Lous. La spiritualitё orthdoxe et la spiritualitё protestante et anglicane. Paris, Aubier//Histoire de la spiritualitё chrёtienne, vol.3, 1965.
36 Grumel V. Nicod%me l'Hagiorite (1749-1809)//D.T.C. t.XI, 1931, pp.486-489; Guillou J. Aux sources des mouvements spiritutels de l'Ёglise Orthodoxe de Gr%ce et la Renaissance spirituelle du XVIIIs.//Istina, 1960, № 1.
37 Gouillou J., цит.соч., с.95.
38 Bouyer L., цит.соч., с.60.
39 Nicod%me l'Hagiorite. Confession de foi, Venise, 1819, p.251.
40 Bouyer L.,цит.соч. с. 61.

42 Bouyer L. цит.соч., с. 61.
43 Вышла в журнале «Соборность», серия 3, № 12, с. 584.
44 В первом издании 1796 года подзаголовок «Невидимой брани» гласит: Сия душеполезная книга, под заглавием «Невидимая брань», когда-то была написана неким мудрецом, теперь же преукрашена и исправлена с великим тщанием монахом Никодимом. В первом издании «Невидимая брань» вышла in folio форматом 18х12 и объемом в 317 страниц. То же касается «Духовных упражнений».
45 Буйе ссылается на Г.А.Виллера (G.H.Viller. Nicod%me l'Hagiorite et ses emprunts * la literature occidentale.//Revue d'ascёtique et de mystique, t. V (1924), pp.174ss., 416 ss). Последний отсылает по поводу всех этих дискуссий к примечанию 73 работы отца Гийу (Le P.Guillou. Aux sources des mouvements spirituels de l'Ёglise orthodoxe de Gr%ce, pp.118 s). Мы посвящаем отдельную главу «Невидимой брани» и «Духовным упражнениям», двум произведениям Никодима, озаглавленным так же, как два сочинения западных богословов.
46 Vlachos C. Mont-Athos, Volos, 1903, p. 110 Влахос К. Гора Афон. 1903, с. 110 (на греч.яз.)
47 Foundoulis J. La tradition et le culte. Thessalonique, 1981 Фундулис И.Традиция и обряд. Салоники, 1981 (на греч.яз.); Sardelis C. Les anc=tres, Ath%nes, 1985, pp.118 –120. Сарделис К. Наши предки. Афины, 1985 (на греч.яз.).
48 Bastias C. Papadiamandis, Ath%nes, 1962, p.29 (на греч.яз.); Papoulidis. Le mouvement des collybades, p.24; Metallinos G. Turcocratie. Pp.161-163; Printzipas G. Les Ma#tres de la Nation, p. 12; Metallinos G. Collybades et si%cle des Lumi%res//Ecclissiastiki Alithia, № 6, 1996.
49 Буйе Л., цит.соч., сс. 59-66; Сарделис К., цит.соч., с. 118, Фундулис И. Цит.соч.; Meyer PH. Zeitschrift f&r Kirschengeschichte, t.XI, pp. 560s., 573 s.; Id., Nicodemos Hagiorites//Realencyclopadie f&r protestantische Theologie, t. XIV, Leipzig, 1904, pp.62s.; Guillou J. Aux sources des mouvements spirituels de l'Ёglise orthodoxe de Gr%ce. La Renaissance spirituelle du XVIII s.//Istina, 1960, №1, pp.95ss.; J.Gouillard. Petite Philocalie de la pri%re du Coeur, Paris, 1953; E.Kadloubovsky (trad). Writings from the Philocalia, London, 1951; Palmer G.H. Early fathers from the Philocalia. London, 1954; La Philocalie, Paris, 1995; Elie Mastroyannopoulos. Le mouvement renouvelё. Athenes, 1987, pp.11-17 (на греч.яз.).
50 Athanase Parios. Вставка 3 на с. 47. Эта «Правда…» была первоначально опубликована проф. Успенским в книге «Второе путешествие по Святой горе Афон» II, Москва, 1880, сс. 485-495. Текст рукописи был опубликован в Греции иеромонахом Феодоритом (Афины, 1988), ее точное заглавие Афанасий Паросский. Вставка 5 со с.47, подзаголовок История и богословский смысл движения колливадов по данным неизданных рукописей. Как утверждают другие исследователи, Феодорит опубликовал вариант рукописи Омега 6 монастыря Великой Лавры, или рукописи 208 и 767 Иверского монастыря. Этот текст, написанный Афанасием Паросским в 1774 году в бытность его директором Афонской школы, также сохраняется в виде рукописи 2183 Национальной Афинской библиотеки, л.77-82. К данной рукописи нужно добавить рукопись № 1, обнаруженную нами в Ватопедском монастыре в июле 1993 года, там же мы нашли письмо Афанасия Паросского к директору Афонской школы диакону Киприану и ко всем, кто говорит, что он есть причина раздоров на горе Афон по поводу колливадов.
51 Эта рукопись хранится в архиве Герасима Аркадия, л. 128. Письмо Советы патриарха Прокопия афонцам, чтобы они удалялись споров (связанных с колливадами) также представляет большой интерес, оно хранится в том же архиве, л. 248. Обе рукописи найдены нами.
52 «Исповедание веры» было написано Никодимом в 1808 году, за год до смерти по мнению Ф.Дионисиатиса, цит.соч., с. 46, или за несколько месяцев до смерти, по мнению монаха Дорофея (Гора Афон, Катерини, 1987 (на греч.яз.), т.II, с. 122 и след., Венеция, 1819.
53 По поводу движения колливадов см. также L.Petit. La grande controverse des collybes. Ёchos d'Orient, vol.II (1899), pp.321 s.; Id. Bibliographie des anacoluthes grecques, XXIX-XXXIV, pp.121, 229s; Macaire de Corinthe, Dictionnaire de Theologie Catholique, vol. IX, col. 1449-1452; Euthymios hieromoine. La vie et les lutes de saint Nicod%me//Grёgoire Palama, 1920, t. IV, pp.636-641; 1921, t.5, pp.210-128; Jugie M. Theologia dogmatica Christianorum orientalium, t. I, Paris, 1925, p.530; Viller M. Nicod%me l'Agiorite//Revue d'ascёtique et de mystique, 1924, t.V, pp.174-177; Legrand-Petit-Pernot, Bibliographie hellenique du XVIII s., II partie; Meyer Ph. Die Haupturkunden f&r die Geschichte der Athos-Kloster, Leipzig, 1894; Papoulidis C., Les Collivistes et le paissianisme//Hagioritica, Caryes, 1993, pp.99-106 (на греч.яз.); Id. Le starets Paissij Velichkovskij (1722-1794)//Hagioritica, pp. 87-106 (на греч.яз.); Id. Portёe oecumenique du renouveau monastique au XVIII s. dans l'Ёglise orthodoxe//Balkan studies, 1969, № 10, pp.105-112 (на греч.яз.); Id. Un cas d'influence spirituelle dans les pays balkaniques au cours du XVIII s.//Macedonica, Thessalonique, 1969, t. 9, pp.278-294 (на греч.яз.); Tachiaos A., Paissij Velichkovskij//Thessalonique (IMXA), 1964, pp.11-14 (на греч.яз.); Veritis G. Le mouvement renouvelё des collybades et les deux Alexandre de Skiathos//Actines, 1943, № 6, pp.99, 110 (на греч.яз.); Bougatsos M. Les influences spirituelles du Mont-Athos//Elliniki dimionryia, 1954, t. 7, pp. 568-583 (на греч.яз); Tsogas Ch. La querelle au sujet des obits au Mont-Athos au XVIIIs., Thessalonique, 1969 (на греч.яз.); Papoulidis C. La renouveau du monachisme en Gr%ce contemporaine//Contacts, 1960, t.3, pp. 131-134 (на греч.яз.); Stiernon D. Macaire de Kоrinthe//D.S., 1980, №X; Amphiloche Radovitch. La Renaissance philocalique des XVIII et XIX si%cles et ses fruits spirituels. Ath%nes, 1984; Dragas G. St.Macarios of Corinthe on the Lord's prayer. Texts and Studies//Revue of the Foundation for Hellenism in Great Britain, 1984, №3; Papadopoulos S. Saint Macaire de Corinthe, Ath%nes, 2000; Chaldeakis Achileas. Le Starets Hierothёe (1762-1814). La vie du fondateur du proph%te Ёlie d'Hydra et ёdition critique de sa vie. Ath%nes, 2000.
54 Gillou J. цит.соч., с. 122.
55 В 1783 году вышло сочинение преп.Никодима на эту тему.
56 По поводу перевода греческого прилагательного вставка 8 со с. 49 в словосочетании вставка 9 со с. 49 мы для большей точности предпочли слово частое словам непрестанное или постоянное. В защиту своей точки зрения по этому вопросу сам преп.Никодим ссылался на Новый Завет, на святые каноны и в особенности на отцов Церкви, таких как Василий Великий. Мы приводим здесь большой отрывок из его сочинения «О частом причащении», Афины, 1991: Из того, что мы говорили, становится ясно, что христианин, если не имеет препятствий, должен причащаться много раз. Святые Дары сами по себе, если хорошо над этим подумать, призывают каждого причащаться часто, потому что они суть составная часть души. Вставка 10 с. 50. Итак, Святое причастие необходимо для жизни вечной. Тот, кто заново родился во Святом крещении, должен питаться причащением Святых Даров. Мы, православные, нуждаемся в трапезе жизни вечной, заповеданной нам Сыном Божиим. К тому же, «Блажен, кто приобщается каждый день, ибо сам Господь сказал: Пияй Мою Кровь и едяй Мою Плоть наследует жизнь вечную. Причащаться часто и означает «жить всей крепостью и всем помышлением»» (Nectarios Panagopoulos, цит. соч. с. 76). Преп.Никодим также цитирует монаха Иова Исповедника, который говорил: « Необходимо и справедливо, чтобы христианин множество раз освящал себя Святым причастием, чтобы он любил Причастие как воздух, которым дышит. Итак, каждый имеет право причащаться часто, если возможно каждый день, ибо у тех, кто может быть допущен, не должно быть никакого препятствия» (там же, с. 78). Чтобы подтвердить свои убеждения, преп.Никодим цитирует также слова Самого Спасителя: Ин.6, 51 и 53; Лк. 22, 19; Деян. 2, 42; Апостольские правила 8 и 9, а также 2-ое правило Антиохийского Собора. Он также ссылается на Валсамона, см. его «Весьма душеполезную книгу о частом причащении».
Чтобы завершить эту тему, мы хотели бы уточнить смысл греческого слова вставка 11 со с. 50. Словарь греческого языка Скарлатоса Византиоса (Афины, 1975) толкует его как образующий непрерывную последовательность, многократный, повторяющийся, частый. Консультации со специалистами и данные французских словарей убедили нас выбрать французский эквивалент continuel ('частый').
57 Феодорит Лавриот, афонский монах, живший в скиту Святой Анны в XVIII веке, стал впоследствии игуменом Эсфигменского монастыря (см. Tzogas, цит. Соч., сс.52-60). Он написал историю Горы Афон, которую позже использовал Порфирий Успенский, а также историю Эсфигменского монастыря. Он также отождествляется с анонимом, написавшим в 1800 году толкование на Апокалипсис, содержащее множество неточностей, отчего Константинопольская патриархия запретила его публикацию (см. Papoulidis C., цит. Соч., с. 41; Г.Марнеллос. Сочинения, называемые Невидимая Брань и Духовные упражнения.//Cборник в честь архиепископа критского Тимофея. Ираклион, 2001, с. 296 (на греч.яз.); Аргиру А. Идейное содержание толкований на Апокалипсис в эпоху неоэллинского Просвещения//Материалы конференции 22-25 сентября 1999 года на Патмосе. Афины, 1999 (на греч.яз.). Кроме того, Феодорит выпустил у том же 1800 году в Лейпциге фальсифицированное издание «Пидалиона» Никодима. В рукописи 1 Герасима Аркадия (цит.соч., л.146) мы обнаружили неопубликованное письмо Афанасия Паросского к патриарху против Феодорита Эсфигменского. Имеется также еще три письма на ту же тему: а) л.236, копия письма патриарха Неофита 1802 года с осуждением дополнений Феодорита к «Пидалиону»; б) л. 238, дополнения, сделанные Феодоритом к «Пидалиону»; в) л.239, по поводу фальсификации «Пидалиона» Феодоритом.
58 Виссарион родился в Рапсани, селении в Фессалии, в 1738 году. Он учился сначала в Яннине, городе на западе Греции, потом в Афонской школе, где был учеником Евгения Булгариса, и, наконец, в Константинополе. Сначала он служил в Константинополе домашним учителем детей Александра Маврокордата (главного логофета), потом стал монахом в Новом Скиту на Горе Афон. В период конфронтации с колливадами он играл неблаговидную роль. Из найденного нами письма Афанасия Паросского к Иоасафу Паросскому по поводу колива и поминания усопших следует, что Виссарион был осведомителем и очернителем колливадов перед Константинопольской патриархией. В результате интриг в 1776 году многие колливады были осуждены, см. Афанасий Паросский. «Правда о волнениях на Горе Афон». Афины, 1988, сс. 65-71, 101-103.
59 По мнения К.Папулидиса (цит.соч., с. 40), Геннадия нельзя считать главой движения антиколливадов: в период волнений он был просто насельником Афона. Но здесь мы не можем согласиться: Геннадий, бывший митрополит Халепионский, принимал участие в волнениях на Афоне в XVIII веке. Афанасий Паросский в своей «Правде о волнениях на горе Афон» сообщает, что Геннадий и Виссарион распространяли ложное учение в среде монахов Скита Святой Анны (Цит.соч., с. 92, 101).
60 Неофит – один из просветителей XVIII века, уроженец Пелопоннеса. Родился в 1713 году, получил образование в Константинополе , в Духовной академии при Патриархии, на Патмосе и в Янине. Он принял монашеский постриг в скиту Кавсокаливия, потом стал преподавателем грамматики. Какое-то время он преподавал в афонской школе вместе с Е.Булгарисом, но покинул этот пост из-за своих слишком традиционных убеждений. Вернувшись на прежнее место после отъезда Булгариса, он возглавил движение колливадов. Его деятельность привела к высылке его с Афона. Он преподавал в Хиосе, Адрианополисе (1763), Бухаресте (1768) и Брашове (1770-1773), где издал сочинение «По поводу частого причащения». После этого он вернулся в Бухарест, где в 1773-1784 гг. преподавал в школе Св.Саввы. Это был неутомимый защитник церковной традиции, см. Неофит Кавсокаливит. По поводу частого причащения. Тинос – Афины, 1976, сс. 15-17 (на греч.яз); G.Zaviras. Nea Helas, p. 487; C.Sathas. Philologie Neohallenique (1453-1821). Ath%nes, 1868 (на греч.яз.); Ch.Tsogas, цит.соч., с. 17; N.Logados. Le Paral%ele philosophie et christianisme. Constantinople, 1830 (на греч.яз.); Tryphon Evanguelidis. L'instruction pendant l'occupation turque, vol.I p. 59; vol.II, p. 138 (на греч.яз.); Euloge Courilas. L'Histoire de l'ascёtisme. Thessalonique, 1929, p. 55 (на греч.яз.); Vrettos. Philologie neohellenique. Ath%nes, 1854, pp. 62s., 275 (на греч.яз.); C,Papoulidis. Цит.соч., сс.30 и след.
61 Афанасий Паросский родился на острове Парос в 1722 году. Он получил образование в знаменитой Евангельской школе в Смирне и в Афонской школе, где его учителями были Евгений Булгарис и Неофит Кавсокаливит (1752-1757). Будучи возведен в сан диакона, он еще год преподавал в Афонской школе. В 1760 году он отправляется на Корфу к Никифору Феотоки, потом на Мессолонги. В 1767 году он прибывает в Салоники, где три года работает учителем. Назначенный директором Афонской академии (1771-1777), он вынужден покинуть Афон в 1777 году из-за беспорядков, связанных с колливадами. В это время его рукоположил в священнический сан Макарий Коринфский. Афанасий становится активным деятелем движения колливадов. В 1776 году патриархия лишает его сана в результате антиколливадских наветов. Его антилиберальная и антизападная позиция привела к тому, что несколько лет он оставался не у дел. В 1781 году его восстанавливают в сане. В 1781-1792 он руководит лицеем в Салониках, потом в Хиосе, отказавшись от предложенной ему епископской кафедры. По мнению Л. Пети, это лучший богослов Греции конца XVIII века, после Евгения Булгариса. Он умер 24 июня 1813 года. Указом вселенского патриарха от 9 января 1995 года Афанасий Паросский причислен к лику святых (память 24 июня).
Когда Афанасий Паросский преподавал в Салониках, он просил преп.Никодима Святогорца, пребывавшего в то время на Афоне в Капсале, собрать в афонских библиотеках труды св. Григория Паламы, чтобы их опубликовать (S.Efstratidis. Nicod%me l'Hagiorite//Macedonica, 1940, vol 1, p. 40; Euthyme. La vie originale de saint Nicod%me l'Hagiorite. Ath%nes, 1983, p.24). С исторической точки зрения представляет интерес следующий факт: когда Никодим умер в 1809 году, афонские монахи обратились к Афанасию Паросскому с просьбой написать о нем похвальное слово. Однако Афанасию не удалось это сделать, потому что он в то время не посещал Никодима. Об этом нам говорит рукопись из кельи Святая Анна, принадлежащей Иверскому монастырю: вставка 12 со с. 53 «Итак, друзья и братия во Христе премудрого Никодима, Светильника Церкви Христовой, учителя нашего народа, просили просвещеннейшего Афанасия, пребывавшего в то время в Хиосе, написать похвалу преподобному Никодиму. Но тот не достиг своей цели, ибо не посещал преподобного. Тогда отцы обратились к афонскому учителю Христофору, чтобы написал это он, но тому помешал слишком преклонный возраст» (об Афанасии см. цит.соч. следующих авторов: Euthyme, S.Efstratiadis, C.Sathas, Ph,Meyer, D.Economidis, A.Carabetsou, C.Papoulidis, L.Petit, P.Ouspenskij).
62 О Макарии Коринфском см. часть третью, главу вторую настоящей книги.
63 См. рукопись 13 монастыря пророка Илии на Идре, написанную в 1813 году: «Житие блаженного отца Иерофея, жившего на горе Афон, потом на острове Идра в 1813 году», составленное его учениками и духовными чадами, в его монастыре пророки Илии; см. также цит.соч. Mastroyannopoulos E., Chaldeakis A.
64 Papoulidis C. цит. Соч. сс. 101 и след.
69 Вопреки тому, что утверждают М.Гедено, Б.Стефанидис и Н.Аркас, см. Papoulidis C., цит.соч., с.64.
72 Athanase Parios. Declaration…
73 Письмо к Иоасафу Паросскому, листы 129, 133, 134, 134а, 135, 136.
74 Аthanase Parios, цит. соч., с. 49-53; Письмо к Иоасафу, лист 131.
75 Никодим Святогорец. Исповедание веры, с. 29, 47, 49; см. также Yannaras, цит.соч. сс. 176, 185 189, 191.
76 Исповедание веры, с.4.
77 Там же, с.5-7.
78 Там же, с. 9.
79 Там же, с. 14
80 Там же, с. 29.
81 Там же, с. 33.
82 Там же, с. 45
83 Там же, с. 47
84 Вставка 15 со с. 59.
85 Вставка 16 со с. 59.
86 Вставка 17 со с.59.
87 Вставка 18 со с. 59 и 60.
88 Х.Яннарис, цит.соч., с. 177.
89 Преп.Никодим Святогорец, цит.соч., с. 39.
91 La spiritualitё orthodoxe et la spiritualitё protestante…Цит.соч.,сс.59-66.
92 Nicod%me l'Hagiorite (1749-1809), цит.соч., сс. 486 и сл.
93 Никодим Святогорец, цит.соч., сс. 38-51.
94 Традиция и обряд, цит.соч.
95 Святоотеческое возрождение в XVIII-XIX вв., цит.соч.
96 Отцы и праотцы, цит.соч., с.120.
97 Преп.Никодим Святогорец цит.соч.; Православие (справочник). Труды преп.Никодима, цит.соч. сс.7-35.
98 И.Малиарос. Никодим Святогорец с Наксоса, цит.соч.
99 Цит.соч., с. 487.
100 А.Пападиамантис. Афины, 1962, с.29 (на греч.яз.).
101 Современная история последних времен. Афины, 1991, с. 140 (на греч.яз).
Made on
Tilda