17) Защита изложенного в дополнении к «Невидимой брани» о Пресвятой Богородице,
с. 89 Вставка 39 со с.89. Этот текст о Пресвятой Богородице был опубликован в Венеции в конце «Симвулевтикона»
183.
18)
Собрание трудов свт. Григория Паламы Вставка 40 со с.89.
Св.Афанасий Паросский и митрополит Леонтий Илиупольский просили Никодима собрать труды свт.Григория Паламы, рассеянные по разным библиотекам, дополнить их и подготовить к изданию
184. Два года ушло на собирание рукописей. Часть рукописей Никодим переписал в библиотеках монастырей Великая Лавра, Ватопедского, Святой Анастасии Узорешительницы, недалеко от Салоник. Большую же их часть и наиболее важную с точки зрения богословия (речь против Аквидина, почти все письма, девять проповедей против Варлаама) он обнаружил в Греческом музее Сидонии и Греческой школе «Эллиникон фронтистирион» в Салониках. В монастыре Симонопетра на Афоне он нашел «превосходно переписанную и украшенную» рукопись нескольких сочинений по нравственному богословию, экзегетических, святоотеческих и богословских, а также 4 трактата против Никифора Григоры, которые не смог переписать. Тогда игумен и одновременно библиотекарь монастыря передал ему эту рукопись для полного собрания сочинений
185. Закончив эту огромную работу, начатую в 1787г. в Капсале, он разделил все сочинения на три рукописных тома
186. После чего написал предисловие с похвалой св.Григорию Паламе, эпиграммами и комментариями и отослал в Вену в 1796 г. через Иоанна Гута Кафтадзоглу
187 или
с. 90 Кириака Меллирата, ученика Афанасия Паросского
188, для опубликования. В ходе революционных смут того времени, все три книги по роковому стечению обстоятельств были захвачены австрийцами в типографии братьев Маркидов Пулиев. Основанием послужил тот факт, что братья также печатали революционные воззвания Ригаса Фереоса, или Велестинца, т.е. уроженца Велестино в Фессалии, казненного 24 июня 1798 г.
190. Удалось сохранить только предисловие, двадцать три примечания к нему и эпиграммы, что и было опубликовано в газете «Эклисиастики Алисия» в Константинополе
191. Публикация была инициативой иеромонаха Мельхиседека из Ватопедского монастыря, который отправил патриарху Константинопольскому Григорию письмо и копию оригинала, хранящегося в Ватопедском монастыре. Это неопубликованное письмо, обнаруженное нами на горе Афон, датировано 30-м октября 1883 г.
192. Происшедшее настолько опечалило Никодима, что, по словам биографов, он постоянно оплакивал это несчастье
193. Много позже, в 1835г.
194, Стефан Скуртей написал из Венеции Константину Кума в Вену по поводу утраты рукописей и с пожеланием начать их поиски. Не позднее августа того же года, К.Кума пишет митрополиту Филадельфийскому Бенедикту, с просьбой передать Стефану Скуртею следующее: «Я наконец узнал, где находятся сочинения Григория Паламы, но чтобы их купить, придется заплатить 100 флоринов…»
195
С.91 Во втором письме Кумас, также через митрополита, передает Стефану Скуртею следующее: «…Рукописи оказались у известного лица по имени Константин Визирул, проживающего в Вене». Кумас советует Стефану Скуртею обратиться в Святую Эпистасию на Афоне, чтобы она воздействовала на Визирула с целью возвращения рукописей.
Письмо Кумаса отправлено из Вены 13-го августа 1835г. Усилия Святой Эпистасии возымели успех: найденные рукописи были пересланы Визирулом Стефану Скуртею в Венецию в конце 1835 или в начале 1836 г.
196. В найденном нами неизданном письме, адресованном предположительно Дионисию Лавриоту из монастыря Великая Лавра от 24-го апреля 1836г., Стефан Скуртей пишет из Венеции: «…поскольку обретенные сочинения Паламы, полученные мною, -- не те, что посылал им когда-то авва Никодим…»
197.
Стефан Скуртей хранил полученные рукописи у себя в Венеции, после чего, возможно, перевез их на Афон, куда вернулся в июле 1836г.
198. Как представляется, именно эти рукописи, хотя и не полностью
199, входят в настоящее время в рукопись Омега 95 Великой Лавры. В своем дневнике С.Скуртей пишет: «Я прибыл в Вену 22 сентября 1834г.»
200 Неопубликованное письмо Стефана Скуртея от 24-го апреля 1836г., его же письмо брату Неофиту от ноября 1835г. из Венеции, а также копия письма Каллиника Лавриота
201,
с. 92 озаглавленного «О сочинениях Паламы, отосланных в Вену» убеждают нас, что в конечном счете даже у Стефана возникли сомнения в том, что в Вене найдены именно те рукописи, над которыми работал когда-то преп.Никодим
202. В письме Стефана Скуртея к брату Неофиту говорится следующее: «В Вене у Константина Визирула из Тырнова найдены рукописи Паламы, но это не те, которые Никодим когда-то переслал с Афона. Здесь нашли шестьдесят проповедей о праведной жизни, похвалы святым, составленные святителем Паламой, житие Петра Афонского, письмо к монахине, сестре Ксении, заповеди Нового Завета, три главы о молитве, письмо из Азии его Церкви, сто пятьдесят глав богословских, Книга трактатов против Варлаама и Акиндина, трактаты в защиту святогорцев, и в начале рукописи житие святителя на греческом языке. Написано все превосходным почерком без ошибок, готово к изданию, но предисловие не на греческом. Никаких нет извлечений из Святого Писания или творений святых отцов, которыми обычно святитель украшал свои труды. Они не подписаны, и к ним нет пояснений»
203.
Феоклит Дионисиатский провел разыскания в монастыре Великая Лавра
204 (1959г.), обнаружив здесь письма Иоанна Каподистрия и других людей, с. 93 которые до 1835г. пытались отыскать рукописи, потерянные в Вене
205. Феоклит Дионисиатский утверждает, что рукописи, найденные Стефаном Скуртеем в 1835г. представляют собой часть утраченных в Вене
206. Историк и составитель каталогов Афона Софроний Ефстратиадис не сомневается, что рукописи, хранящиеся в монастыре Великой Лавры, – это именно те рукописи, которые Стефан Скуртей переслал из Венеции брату Неофиту в Карею. Софроний также утверждает, что состав рукописей полностью соответствует найденному оглавлению утраченного собрания сочинений
207. В ходе нашей работы мы обнаружили эту часть текстов Григория Паламы с помощью Никодима, библиотекаря монастыря Великая Лавра, Василия Гондикакиса, игумена Иверского монастыря, садовника Гавриила и отца Максима (Николопулоса). Подчеркнем, что в то время мы еще ничего не знали о выводах Софрония Ефстариадиса. Исходя из сходства орфографии и почерка с другими имеющимися у нас рукописями Никодима, можно сделать вывод, что найденные тексты имеют отношение к рукописям, посланным Никодимом в Вену. Окончательный вывод о судьбе сочинений Паламы можно будет сделать только если:
А) сравнить рукопись XVIII века Омега 95 Великой Лавры, часть которой составляют данные тексты, с другими собраниями рукописных произведений Паламы, хранящимися в монастырях Афона и в других местах.
Б) сравнить заглавия найденных произведений с заглавиями неизданных произведений Паламы XVIII и XIX вв., с Афона и из других мест. Мы со своей стороны сравнивали найденные тексты с тремя неизданными рукописями, с. 94 обнаруженными нами на Афоне: 1) Листы 192 и след., озаглавленные «Сочинения свт.Григория Паламы, хранящиеся в Великой Лавре»; 2) Листы 193 и след, озаглавленные «Сочинения (Паламы) в одном томе, хранящиеся в Салониках»; 3) листы 190r-191v, озаглавленные «Сводный том следующих писаний свт.Григория Паламы, хранящийся в монастыре Дионисиат»
208.
В) систематически исследовать корпус рукописей Великой Лавры, сравнив их с автографами преп.Никодима. То, что Никодим плакал над судьбой сочинений Паламы, означает для нас, что у него не оставалось их копии, что подтверждает неизданное письмо Мелхиседека Ватопедского
209.
Для отыскания оставшихся рукописных сочинений в трех томах, утраченных в Вене, нужно продолжать исследования в Австрии и Венгрии, а также в Стамбуле. Следует учесть при этом новейшие данные, полученные из переписки с 1809 по 1883 г., изданной и неизданной. Такие исследования по всей видимости уже проводятся в римско-католических кругах, в связи с непрекращающимися дискуссиями об учении и практике исихастов. Следует также принять во внимание следующие материалы: 1) Интересную работу богослова и библиотекаря Великой Лавры Никодима Лавриота «Дневник иеромонаха Стефана Скуртея. Годы 1834-1836, об издании наследия Никодима Святогорца
210; 2) Свидетельство из дневника Стефана Скуртея, пересланное из Венеции на Афон: «Рукописные произведения Григория Паламы (собрано Никодимом)». На листе 12 читаем: «Перечень с. 95 тетрадей Календаря (преп.Никодима), хорошо переплетенных, в папке № 16 (общее число экземпляров 215). В папке № 17 имеется рукописная книга: «Сочинения Паламы», […] афонских отцов […], рукопись о поминовении усопших, рукопись Афанасия Паросского[…]. В папке № 18 находятся 524 экземпляра «Ексомологитария», в папке № 19 – 510 и в папке № 20 – 380 экземпляров того же произведения, в этой последней папке есть еще 13 экземпляров Календаря (…), гравированный портрет учителя (…). 12 сентября 1836г.
211
Дневник Стефана Скуртея в настоящее время хранится в архиве афонского монастыря Великая Лавра. Работа и расходы по напечатанию трудов Никодима засвидетельствованы перепиской братьев Скуртеев, которым Никодим завещал опубликовать посмертно свои сочинения
212.
Никодим Лавриот, оказавший нам неоценимую помощь во время работы над архивами Великой Лавры, в своем выступлении на конференции по наследию святого Никодима Святогорца (Наксос, 8-11 июля, 1993г.) утверждал, что листы I-XII, 1231-1264 и 1465-1495 рукописи Ω95 хранятся в библиотеке Университета штата Иллинойс (Urbana Illinois Bibl.Univ. 2Colim 882 C 685). Они были описаны К.Дж.Лоу
213.
Г) Опираясь на историю Церкви и результаты проведенных исследований, мы пока ограничимся выводом о рукописях XIX века, которыми мы располагаем. Сомнения, возникшие у Стефана Скуртея в 1836 г., до сих пор разделяют многие наши современники. На первой конференции, посвященной с. 96 преп.Никодиму, его жизни и творчеству, организованной 21-23 сентября 1999г. монастырем преп.Никодима в Гуменице (Северная Греция), некоторые участники, в числе которых были преподаватели богословия и даже афонские монахи, продолжали выражать сомнения по поводу принадлежности найденных рукописей свт.Григорию Паламе. Тогда, испросив благословения у святого, мы решили посвятить этому вопросу специальное исследование, чтобы выяснить судьбу рукописи. Результаты нашего исследования мы изложили на второй конференции, посвященной преп.Никодиму Святогорцу (Наксос, 14-17 июля, 2000г.)
214. Доклад вызвал огромный интерес, тем более, что почти все греческие и иностранные биографы считали эти рукописи утраченными
215.
Ниже в качестве примера мы приведем содержание микрофильмированной нами рукописи Омега 95 из Великой Лавры (XVIII век), под названием «Сочинения Григория Паламы (в 3-х томах)»
216. Три тома сшиты в один, рукопись написана на бумаге, форматом 21х16. На обложке надпись: «Омега 95 Григорий Палама, век XVШ, год 1464 (sic)»
217.
I том, листы 13-319 (идут за тремя пустыми листами). Предисловие к сочинениями 1а-1б (листы 1-12) отсутствует.
С. 97 Со страницы 13 следует Похвала Григорию Паламе, святителю Солунскому, составленная архиепископом константинопольским Филофеем и частично его чудеса.
II том, листы 1-883:
Лист (л.) 1. 1-ая гомилия: Об отце нашем святителе Григории, архиепископе Солунском. Проповедь о мире […].
Л.14. 2-ая гомилия: О мытаре и фарисее.
Л.35. 3-ья гомилия: О блудном сыне.
Л.56. 4-ая гомилия: О страшном суде.
Л. 80. 5-ая гомилия: Сретение Господне.
Л. 98. 6-ая гомилия: О посте и сотворении мира.
Л. 115. 7-ая гомилия: О посте.
Л. 126. 8-ая гомилия. Торжество Православия. Слово о вере.
Л.139. 9-ая гомилия: О расслабленном.
Л.158. 10-ая гомилия: О Честном Кресте Христовом.
Л. 188. 11-ая гомилия: О хранении помыслов.
Л. 204. 12-ая гомилия: О Благовещении.
Л. 220. 13-ая гомилия: Неделя ваий.
Л.235. 14-ая гомилия: О Тайной вечере и Воскресении.
Л.261. 15-ая гомилия: О святых женах-мироносицах.
Л.277. 16 гомилия: О самаряныне.
Л.302. 17-ая гомилия: …?
Л. 317. 18-ая гомилия: О Вознесении.
Л. 333. 19-ая гомилия: О том же празднике…
Л. 349. 20-ая гомилия: О брани чувств и помыслов.
Л. 365. 21-ая гомилия: О Пятидесятнице и покаянии.
Л. 383. 22-ая гомилия: Неделя Всех Святых.
Л.400. 23-ья гомилия: О времени жатвы и о жатве духовной.
Л. 414. 24-ая гомилия: О времени жатвы.
Л.431. 25-ая гомилия: Апостолы Петр и Павел.
Л.446. 26-ая гомилия: Исцеление расслабленного в Капернауме.
Л. 463. 27-ая гомилия: Исцеление двух слепцов…
Л. 479. 28-ая гомилия: Слово на литии 1-го августа.
С. 98 Л. 499. 29-ая гомилия: Неделя IX от Матфея и об искушениях.
Лл. 515-529. 30-ая гомилия: О страстях и добродетелях.
Л. 530 – чистый лист, после которого идет лист 529 с 31-ой гомилией.
ЛЛ. 529-547. 31-ая гомилия: О Преображении и Нетварном свете.
Л. 547. 32-ая гомилия: О том же празднике Преображения.
Л. 565. 33-ья гомилия: Неделя XП от Матфея.
Л. 580. 34-ая гомилия: Об Успении Пресвятой Богородицы.
Л. 600. 35-ая гомилия: …? Крещения недостаточно для спасения, если не живешь по заповедям.
Л. 615. 36-ая гомилия: О поражении внезапной смертью.
Л. 630. 37-ая гомилия: Усекновение главы святого пророка и Предтечи Иоанна.
Л. 656. 38-ая гомилия: Неделя XIV от Матфея.
Л. 673. 39-ая гомилия: Рождество Богородицы.
Л. 687. 40-ая гомилия: Неделя XVI от Матфея. О смирении.
Л. 701. 41-ая гомилия: Святой евангелист Иоанн Богослов – апостол любви.
Л. 715. 42-ая гомилия: Неделя II от Луки.
Л. 727. 43-я гомилия: Неделя III от Луки.
Л. 739. 44-ая гомилия: Неделя IV от Луки.
Л. 757. 45-ая гомилия: Неделя V от Луки.
Л. 773. 46-ая гомилия: Святой великомученик Димитрий.
Л. 795. 47-ая гомилия: Неделя VI от Луки.
Л. 806. 48-ая гомилия: О постоянной молитве и псалмопении.
Лл. 819-883. Конец второго тома.
49-ая гомилия: Введение во храм Пресвятой Богородицы. На листе 883 автор пишет: «Конец второго тома и Богу слава, аминь», что может означать конец первого тома сочинений Паламы, а не конец всей рукописи.
Л. 884 – пустой.
III том, лл. 885-1464.
Л. 885, начало тома. 50-ая гомилия: Введение во храм Пресвятой Богородицы, слово иное св. Григория Паламы.
Л. 900. 51-ая гомилия: Неделя I от Луки.
С. 99 Л. 916. 52-ая гомилия. Неделя праотцев.
Л. 926. 53-я гомилия: О святых Таинствах.
Л. 943. 54-ая гомилия: Неделя перед Рождеством Христовым.
Л. 962. 55-ая гомилия: О воплощении Господа нашего Иисуса Христа.
Л. 979. 56-ая гомилия: Божий промысел о воплощении Господа нашего Иисуса Христа.
Л. 1023. 57-ая гомилия: Навечерие Богоявления.
Л. 1059. 59-ая гомилия: Неделя XП от Луки.
Л. 1073. 60-ая гомилия: Неделя XV от Луки. О Закхее.
Л. 1089. 61-ая гомилия: Проповедь в виде письма к сестре Ксении.
Л. 1154. 62-ая гомилия: Декалог Нового Завета.
Л. 1171. Три главы свт.Григория Паламы о душе и очищении сердца. 1-ая глава написана другим почерком по сравнению с 62-мя гомилиями, т.е. ее писал другой переписчик.
Л. 1172 -- 2-ая глава; листы 1173-1175 – 3-ья глава. Далее идут два пустых листа. На листах 1177-1230 гомилия, озаглавленная «Гомилия св.Григория архиепископа Солунского о житии св.Петра Афонского».
Листы 1231 по 1264 отсутствуют – они либо потеряны, либо не вложены при переплете рукописи.
Листы 1265-1412: Сто пятьдесят параграфов по естествознанию, богословию, этике и экономике блаженнейшего архиепископа Солунского Паламы, для искоренения ереси Варлаама (
вставка 41 со с. 99).
Лл. 1413-1449: Том соборный, т.е.содержащий правила Вселенских соборов, попираемые нечестием Варлаама и Акиндина […].
Лл. 1450-1464: Том афонский об исихастах.
Вставка 42 со с. 99.
В заключение мы рады сообщить, что в ходе нашего исследования нам удалось также найти в Ватопедском монастыре в июле 1993г. автограф Введения к «Полному собранию сочинений Григория Паламы», составленного преп.Никодимом
218. Он насчитывает восемь листов большого формата, но не содержит ни надписей, ни примечаний (1-23) преп. Никодима.
183 См. «Увещательное руководство (Симвулевтикон)». Афины: Айос Никодимос, сс.224-234.
184 Евфимий, цит.соч., Афины, 1996, с. 11; Онуфрий, цит.соч., с. XII; С.Ефстратиадис. Никодим Святогорец, цит.соч., с.40; К.Манафис. По поводу издания трудов Никодима Святогорца на основе рукописей монастыря Великая Лавра на горе Афон.// Ежегодник Общества кикладских исследований, цит.соч., с. 316.
185 Eccl. Alithia, Константинополь, т. VП, 22 ноября 1883г., с. 100, сноска 23.
186 Онуфрий Ивирит. Толкование на 14 посланий апостола Павла, цит.соч., сс.XI-XII; С.Ефстратиадис. Преподобный Никодим, цит.соч., с. 41.
187 Eccl. Alithia, цит.соч., с. 100, сноска 23.
188 К.Манафис. цит.соч., с.317 и сноска 250а.
190 См. Г.Марнеллос. Ригас Фереос и преподобный Никодим Святогорец. Центр изучения православной культуры. Айос-Николаос (Крит), 1999 (на греч.яз.).
191 Том VП, 1883, сс.93-101.
192 Кодекс 1 Герасима Аркадия, цит.соч., л. 203.
193 Евфимий, цит.соч., 10-е изд., 2000, с. 12.
194 Чтобы издать «Календарь» и «Руководство исповедника» Никодима. Имеется автограф, скопированный для нас С.Ефстратиадисом, под названием «О трудах свт.Григория Паламы, их утрате и обретении. Краткое и достоверное повествованием, написанное мною, Стефаном Скуртеем», цит.соч., ч.41.
195 Там же, с. 41.
196 Т.е. между августом 1835 и 24 апреля 1836г.
197 Кодекс Герасима Аркадия, цит.соч. , лист 189. Мы опубликовали это письмо в юбилейном томе Hydor ek Petras (1978-1998), Центр изучения православной культуры, Айос-Николаос, Крит, 2000, с. 545, 549 (на греч.яз).; ср.также Ефстариадис в Macedonia, цит.соч., сс.42-44, № 2.
198 Г.Марнеллос. Преподобный Никодим Святогорец и составленное им полное собрание сочинений свт.Григория Паламы: судьба рукописей.//Hydor ek Petras, юбилейный том (1978-1998), сс. 541, сноска 61, с. 552 (на греч.яз.). Никодим Лавриот сообщает, что Стефан Скуртей уехал с Афона в Венецию 8-го июня 1834г. и вернулся в начале ноября 1836г., выехав из Венеции 14-го сентября того же года, см. Дневник изданий Никодима Святогорца, составленный иеромонахом Стефаном Скуртеем, 1834-1836гг.//Ежегодник Общества кикладских исследований, цит.соч., сс. 169, 187 (на греч.яз.).
199 См.Г.Марнеллос. Полное собрание сочинения Паламы…цит.соч., а) Сравнение названий сочинений Григория Паламы с рукописью Ω 95 Великой Лавры; б) Свидетельство преп.Никодима о его источниках; в) Содержание рукописей, найденных в Вене; сс. 523-526, 537-541, сноски 51-64.
200 Никодим Лавриот. Дневник иеромонаха Стефана Скуртея, цит.соч., с. 179, 187.
201 Священник греческой общины храма Святого Георгия в Вене, ср. Ефстратиадис, цит.соч., с.43, сноска 2.
202 Там же, с. 42.
203 Там же, с. 42.
204 Преподобный Никодим Святогорец, цит.соч., сс. 210-212. Представляется странным, что он не упоминает рукопись Ω 1 Великой Лавры.
205 По предположению это следующие письма: а) ответ Иоанна Мавроена, посланный 26 марта из Венеции братьям Скуртеям; б) ответ Георгия Марка Пулия, друга и соратника Ригаса Велестинлиса из Фурта в Германии, отправленный 16 марта 1819г. Иоанну Мавроену; в) письмо из Венеции от братьев Скуртеев Иоанну Каподистрию от мая 1819г.; г) письмо Иоанна Гута Кафтадзоглу из Салоник от 9 апреля 1819г. Эти письма были опубликованы К.Манафисом («Материалы к изданию собрания сочинений Григория Паламы»)//Ежегодник Общества кикладских исследований, цит.соч., сс. 322-325 (на греч.яз.).
206 Цит.соч., сс. 210 и след.
207 Ефстратиадис, цит.соч., с. 43, сноска 1.
208 Кодекс Герасима Аркадия, цит.соч. Несмотря на сходства между третьей из упомянутых рукописей и рукописью Омега 95 Великой Лавры, первая представляет собой рукопись XIX в., изданную впоследствии в Иерусалиме (в 1857 и 1861гг.).
209 Кодекс Герасима Аркадия, лист 203; письмо датировано 30-м октября 1883г. Пользуемся случаем выразить благодарность г-ну Е.Дракакису, филологу и палеографу, преподавателю Высшего духовного училища Ираклиона, за помощь в прочтении некоторых из вышеупомянутых рукописей произведений Паламы; ср.Г.Марнеллос. Неизданные произведения.//Hydor ek Petras, цит.соч., с. 553 и след.
210 В Ежегоднике Общества кикладских исследований, цит.соч., сс.168-194.
211 Там же, сс. 181 и след. О гравюре с портретом Никодима Святогорца см. статью Ф.Проватакиса в Ежегоднике Общества кикладских исследований, сс. 264-295 (на греч.яз.).
212 Цит.соч., сс. 169, 192; относительно завещания Никодима см.Г.Марнеллос «Неизданные труды преподобного Никодима Святогорца, цит.соч., сс. 565, 573; факсимиле автографа на греческом языке и перевод на французский.
213 Цит.соч., сс. 170 и след.; ср. C.G.Lowe. A Bysantine Manuscript of the University of Illinois.//Speculum 4 (1929), pp.324-328.
214 Незадолго до выхода настоящей работы в серии Analecta Vlatadon, часть ее, посвященная судьбе «Полного собрания сочинений святителя Григория Паламы» вышла в журнале Hydor ek Petras, юбилейный том (1978-1998), Труды Общества кикладских исследованийа, Айос-Николаос (Крит), 2000, сс. 511-541, под заглавием «Преподобный Никодим Святогорец и составленное им полное собрание сочинений св.Григория Паламы: судьба рукописей» (на греч.яз). Это дополненное исследование проиллюстрировано факсимиле некоторых неизданных рукописей, перечисляемых ниже; см. также Г.Марнеллос. Ригас Фереос и Никодим Святогорец, два представителя эпохи Просвещения; см. наконец статью в газете Messogios, Ираклион (Крит) (
http://www.fortnet.gr/mesogios/archeio/12/25/xri06...).
215 Все биографы преп.Никодима (греки, французы и другие) считают, что потерянные в 1812 г. в Вене рукописи так и не были найдены.
216 Приносим благодарность Фонду патристических исследований в Салониках, его директору М.И.Фундулису и г-ну М.Лицасу за их неоценимую помощь.
217 Число 1464 представляет собой ошибку, означая не год издания, а число листов.
218 Это введение представляет собой похвалу Григорию Паламе. Оно было опубликовано в 1883г. в Константинополе в Ekkl.Alithia, т. VП, 1883, сс. 93-101; ср. Г.Марнеллос. Дисс…доктора наук, цит.соч., с. 456 и след. (начало и конец рукописи); Полное собрание сочинений Паламы//Hydor ek Petras, цит.соч., сс. 523 и след., сс. 537-540, сноска 55 (об этом введении и о примечании 23, написанном Никодимом).